Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№48 (720) 07 декабря 2009 г. Автостоп

Логистика с большой дороги

07.12.2009
 
Леонид ЛОСИЧ

Как считают чиновники, Беларусь лишь на 20% использует свой транзитный потенциал. В связи с этим планируется обратить особое внимание на транспортную логистику как на один из ключевых факторов социально-экономического развития Беларуси.

Озвучили и конкретные цифры, которых необходимо добиться. К 2015г. доля логистики в ВВП должна составить не менее 20%. Немалые надежды в этой связи возлагаются на географическое положение страны и Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. На прошедшем в октябре транспортном конгрессе «Транспорт и логистика» замминистра экономики Андрей Тур выразил надежду на то, что Беларусь в полной мере будет пользоваться своим транспортным потенциалом. Несмотря на то что в период кризиса транспортная логистика серьезно пострадала из-за упавшего товарооборота, уже в ближайшие пять лет ей предстоит работать на 100%. Потенциал роста чиновники видят в том, что Беларусь выгодно расположена между ЕС (с общим ВВП в $11,5 трлн.) и Россией ($1,5 трлн.). Значительная часть грузопотоков между этими сторонами, а также странами Азии проходит через Беларусь, на чем и планирует заработать белорусская сторона. Белорусы, в частности, хотят перетянуть на себя часть логистических услуг, оказываемых в Москве и Подмосковье.

Отчасти этому может помочь единое таможенное пространство. Тем не менее полностью полагаться на это эксперты не рекомендуют. В интервью «Автостопу» ситуацию прокомментировал Олег Германович, директор логистической компании ИП «АсстрА Белорашиа»: «Большого оптимизма это пока не вселяет - нет явных фактов, которые бы говорили о том, что увеличатся объемы перевозок, грузов, работы или цены. Мы спокойно воспринимаем этот шаг, надеемся, что некоторые препятствия, которые возникают сейчас, будут устранены. Возможно, ниже станут издержки. Все остальное будет зависеть от экономики, от того, как она будет развиваться. Зато появится возможность более свободного перемещения в рамках государств, а значит, скорости доставки товаров возрастут. Прежде всего это касается автомобильного и железнодорожного транспорта. Увеличится ли сам грузопоток - судить трудно».

По мнению эксперта, повышенный интерес к логистическому бизнесу со стороны инвесторов, который наблюдается в последнее время, связан не столько с перспективой работы в союзе, сколько с общим улучшением условий для работы иностранных инвесторов в стране.

Для 100-процентной эффективности использования транзитных возможностей страны необходимо проделать серьезную работу. В частности, построить современную инфраструктуру. Вопросы, например, вызывают белорусские склады. Большинство из них по своим характеристикам соответствует категориям С и D. В то время как существует потребность в площадях категорий А и В. Инфраструктурную отсталость констатируют как представители власти, так и игроки белорусского рынка логистических услуг: «Наша инфраструктура по сравнению с европейской еще очень слабо развита. Это вопрос и складских помещений, и дорожной и железнодорожных сетей, и аэропортов. В складах сейчас нет особой потребности. Дистрибуцией у нас занимаются импортеры, в Беларуси не создаются накопительные склады для крупных компаний, которые бы здесь занимались распределением товара уже внутри страны, хотя наш рынок, даже в сравнении с прибалтийским, - крупнее, а складов там в разы больше. Есть проблемы в коммуникациях, в дорожной сети, пропускной способности погранпереходов. Аэропорт обрабатывает совсем незначительное количество грузов - в Вильнюсе, который в 6 раз меньше Минска, авиасообщение развито намного лучше. Вполне вероятно, что мы действительно используем 20% своих транспортных возможностей. По меркам СНГ у нас неплохие дороги, но если бы у нас появилась еще одна трасса класса Брест - Минск - граница РФ, которая бы, если пофантазировать, стала трассой Петербург - Гомель - Одесса и была более широкой, то, думаю, грузопоток возрос бы».

При выборе маршрута перевозчики отдают предпочтение тем дорогам, на которых препятствий будет меньше. Многие белорусские эксперты сходятся во мнении, что сейчас Беларусь еще не готова кардинально увеличивать грузопоток. К примеру, та же МКАД, если увеличить на ней интенсивность движения, может быть просто парализована. Что опять же не на руку транспортному имиджу Беларуси. Помимо инфраструктуры, в совершенствовании нуждается и нормативная база. Многие процедуры сейчас значительно тормозят работу компаний. В этом мнении сходятся как чиновники, так и игроки рынка: «Вопросы относятся к процедурам таможенного оформления, хранению, разбитию партий. Их упрощение дало бы толчок к развитию бизнеса. Ведь, например, нет необходимости растаможивать фуру целиком, если можно растаможить часть, продать, а потом растаможить остальную? У нас это невозможно», - подчеркнул Олег Германович.

Эксперт считает, что вступление в силу Таможенного союза вряд ли значительно изменит как структуру спроса на рынке, так и структуру самого рынка. Вполне вероятно, из-за возросшего товарооборота будет наблюдаться некое повышение спроса на складскую логистику, может быть, некоторые компании будут рассматривать возможности хранения своей продукции в различных регионах Беларуси. Но обо всем этом с уверенностью можно будет говорить лишь тогда, когда начнет функционировать само единое пространство.
Добавить комментарий
Проверочный код