Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (718) 23 ноября 2009 г. Радости жизни

Неформат Де-Юре

23.11.2009
 
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Наверное, это был первый случай в истории детского «Евровидения», когда взрослые белорусы бросили свои дела и прилипли к телеэкранам, переживая за 13-летнего Юру Демидовича, автора хита про волшебного кролика. Увы, «Кролик» не победил и не оказался даже в первой пятерке (9-е место из 13). Чуда не случилось, мир в очередной раз доказал: победа в массовых развлекательных мероприятиях редко достается по-настоящему новым и нестандартным вещам.

Победа Юры в белорусском отборочном туре - по сути, самая главная его победа и самая важная. Она фактически символизирует возвращение в Беларусь демократии: если бы в силу каких-то посторонних влияний он не победил, белорусы бы наверняка вышли на улицы города и помчались громить Белтелерадиокомпанию. Противостояние аккуратных, глянцевых детей, распевающих про дружбу и солнышко, странному мальчику в строгом костюме с мистической песней на псевдолатыни вдруг обернулось чудом: заклинание сработало, народный любимец победил.

Детское «Евровидение» - тоже противостояние, но другого уровня. Там безоблачный мир детства противостоит миру взрослому, нервному и суровому. В идеале детское «Евровидение» должно быть лишено пубертатного ужаса - этого хватает во взрослой жизни, а дети до какого-то возраста должны жить в сказке, только смутно догадываясь, что дальше, в общем-то, ничего волшебного: разбитое сердце, подростковые депрессии, угревая сыпь…

Несмотря на это, большинство участников детского «Евровидения» играет во взрослых - выдают половозрелые песни о любви, в белых костюмах распевают томное R’n’B, страстно вздыхают в микрофон. По большому счету эти рано созревшие дети должны сдерживать себя и как-то дорастать до взрослого «Евровидения», чтобы уже там презентовать проблемы невзаимной любви - мир детства чересчур хрупок, его надо беречь. Именно поэтому белорусы несколько раз побеждали в конкурсе с детскими песнями: мы первыми поняли, что дети должны оставаться детьми, а не блестеть в камеру напомаженным ртом.

В этот раз наша задача усложнилась - мы послали на конкурс в Киев не просто детскую песню, а необычную детскую песню, полностью соответствующую понятию «нестандартный ребенок исполняет неформатный номер». Мы имели на это полное право - мы уже выигрывали, детское «Евровидение» все равно пройдет в Беларуси. Мы запросто могли рискнуть и отправить на конкурс не то, что совпадает с массовыми представлениями о детских песнях, а что-то оригинальное. Юра кардинальным образом отличается от юных нидерландских мачо, за которых наверняка голосовали тысячи 13-летних девчонок, мечтающих о сладком принце из далекой Европы. Он отличается и от славной российской девочки, за которую голосовали все, кому нравятся веселые детские номера а-ля Ксения Ситник. Фактически такого на детском «Евровидении» вообще никогда не было: в нашей песне нет ничего веселого, но она поразительна - не случайно видео «Волшебного кролика» стало интернет-хитом.

Демидович был не единственным, кто представил детскую песню. Были и девочки-принцессы из Грузии, и маленькая йодлирующая мадам из Бельгии. Но он был единственным, кто сделал нестандартную песню - в одиночку он противостоял розовым сказкам и маленьким принцам. Одолеть оба этих уровня - противостояние миру «взрослых» пубертатных детей и противостояние миру стандартных детей - пожалуй, нелегко. У Юры Демидовича есть талант, есть харизма, есть индивидуальность - он мог занять и первое, и последнее место с одинаковым успехом.

Недоброжелатели, хором рассуждающие о странности песни, вряд ли отдают себе отчет в том, что детство, в принципе, еще и такое. Разумеется, не всем детям по душе сюрреалистические стихи Даниила Хармса, абсурдные сказки Людмилы Петрушевской и гротеск «Алисы в Стране чудес». Но этот момент дурашливого мистического сюрреализма в мире детства все-таки присутствует. Юра играет именно на этом поле - и разве проигрывает?

Если задуматься - мы сделали прекрасное шоу. Когда на сцену вышел Юра, все изменилось - и зал, и зрители. Даже операторы и осветители вдруг стали работать иначе - будто снимают стадионное рок-шоу; да это и походило на рок-концерт: зрители впали в экстаз! Возможно, эта песня - не совсем «формат». С другой стороны, если бы на взрослом «Евровидении» от Великобритании выступил бы певец Моррисси (он собирался), случился бы идентичный «разрыв шаблона» - странноватый Моррисси бы не победил (как не победила и Патрисия Каас), но разве это значит, что он перестал бы являться одним из самых знаковых музыкантов в истории современной музыки?

Ани Лорак после конкурса посоветовала белорусам «поддержать мальчика». Возможно, эта просьба излишняя - Юра чувствовал поддержку больше всех остальных детей. Ни один участник конкурса не вызвал такой единодушной реакции у зрителей. Возможно, благодаря этой поддержке он спел великолепно (в отличие от прочих детей, часто не попадающих в ноты).

Да и проиграли ли мы? Мы рискнули, предпочли не подстраиваться под «формат» - и победили, потому что весь этот гигантский зал был наш: им дирижировал наш маленький мальчик. Что нам до далекой непонятной Европы? Да, мир жесток - нестандартным людям в нем сложнее. Да, дети жестокие - предпочитают нелестно отзываться о тех, кто не отвечает «формату». Но мы выиграли, потому как развлекались, как хотели - показали Европе «Волшебного кролика». Он мог занять первое место, мог не занять его - это совершенно не важно. Ведь никакие другие песни-участники не превратились в рингтоны.

Фото: tut.by
Добавить комментарий
Проверочный код