Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№46 (718) 23 ноября 2009 г. Личный вкус

Свежая ерунда

23.11.2009
Меломания

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

В рамках фестиваля «Шансон с человеческим лицом» в Минск приехал дуэт «Лемондэй» - очередная youtube-звезда, открытая любителями маргинального искусства и авторами журнала «Афиша». Минские интернет-пользователи и любители странной музыки шли на «Шансон» с одной целью: взглянуть на отважных девчонок Женю и Юлю, которые не испугались выводить youtube-хиты на широкую аудиторию, предъявляющую диаметрально противоположные требования к смешным видеороликам и живым концертам.

Девушки родом из Красноярска, живут и учатся в Питере. Они не фрики вроде Padla Bear Outfit и не контрастные самородки, как Сьюзан Бойл. Их первые видео поражали невозмутимостью и отчаянной отвагой - расположившись среди безрадостных «общажных» интерьеров, две мрачные юные девицы, нескладные, длинноволосые и загадочные, играют и поют. Одна играет на гитаре (у нее детский, чуть обиженный взгляд и какая-то нехорошая хмурь Яны Дягилевой в мимике), другая на синтезаторе - у нее очки на все лицо, она более фриковский персонаж, вроде Агузаровой в юности, только напрочь интравертной. Среди этого трогательного студенческого бардака девочки, не дрогнув лицом, поют про «надевай на голову голову животного» - шутят или нет?

Нет, у них все серьезно, это суровый подростковый сартровский экзистенциализм, хотя с чувством юмора у них проблем нет. Их наивные песни - вполне отражение реальности: это немного сюрреалистичный бытовой попс, мрачный и смешной, с обилием персонажей, но без ненужных украшений, несмотря на обилие песен про физрука (это грустная «Мишка, ветер», а также песня-декларация о том, что «только без рук», потому что все остальное «может только физрук, потому что физрук - мой самый лучший друг»). В общем, весь этот жестокий плач - про мироощущение подростка: закомплексованного и поэтому чересчур отважного. От этой вот захлебывающейся ужасом смелости многие из нас создавали, разумеется, такие же «общажные» коллективчики, но никто не осмеливался тянуть свои рефлексии на сцену. Эти девочки - смелые, не то что мы. И если отвлечься от подачи, которая смущает обывателя (бодрые, но простые риффы на гитаре и нежное «ля-ля» детского синтезатора) - разве они плохи, эти песни?

Вот это и удивляет - песни отличные, многие запоминаются с первого раза, несмотря на уже, наверное, нарочно примитивные аранжировки. Интернет-шутка оказывается вполне себе искусством и веселым детским рок-н-роллом. «Але-але-але, Олег, мамы нет дома!» - распевают зрители хором с девочками, многие танцуют. «Новая волна, по е…лу - на!» - орут девчонки припев своего хита, переходя к хитрой «Музыке для мужика», наверняка посвященной Шнуру. Возможно, это постмодерновые игры - они уже хитро закольцовывают все свои песни про физрука, и даже на аватаре их сайта на myspace изображен физрук, нарисованный в наивной компьютерной программе «пэйнт».

«А они научатся нормально играть?» - спрашивает один зритель-фанат у другого. «Когда научатся, все разрушится!» - авторитетно отвечает другой. Одна из девочек постоянно залазит под синтезатор и сидит там, нервничает - ей и страшно, и смешно. Они, по сути, занимаются ерундой, но оторвать от них взгляд невозможно - это свежая и такая честная ерунда, что нам всем стыдно за свое бездарное детство: а ведь можно было, получается, и так? В девочках чувствуется бойкая и отважная неиспорченность - они практически не умеют притворяться, хотя им, конечно, самим дико смешно от этих песен.

«Тетя Марина, тетя Марина, я так люблю вашего сына!» - кричит зал, аплодируя. «О боже, а откуда я знаю эту песню?» - интересуется кто-то. «Это просто очень известная песня!» - объясняют ему.

«Ну что ж, вот оно - поколение людей, родившихся в 1990-х гг.! - облегченно вздыхают минские поклонники дуэта после концерта. - Нормальные, хорошие дети! Людям нравится, а они поют - что может быть прекраснее?» «Вырастут, станут хваткими, циничными, - нервничают многие. - А пока такие чистые!» В песнях «Лемондэй» есть странная абсолютная защищенность от возможных нападок - их песни неловкие, но в них нет ни одного ненужного слова; их поэтический мир целостен и полностью оправдан, даже когда они рифмуют «лай-лу-лай» со «слышишь, Николай?» или по-шамански бормочут в микрофон «рыжики из рыжики, маслята из маслята, айм гоуин ту зэ форэст фор зэ машрумс, ребята!».
Добавить комментарий
Проверочный код