Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№46 (718) 23 ноября 2009 г. Экономика

Очередь на километры квадратные

23.11.2009
укоротят за счёт стройсбережений

Валентина ОВЧИННИКОВА

Действующая система льготного кредитования граждан на приобретение и строительство жилья становится слишком обременительной для бюджета, признали в белорусском парламенте. Только в 2010г. на компенсацию банкам потерь от льготного кредитования нуждающихся в улучшении жилищных условий предполагается выделить около Br1,333 трлн. При этом растущие темпы жилищного строительства не позволят даже в отдаленном будущем обеспечить жильем всех нуждающихся: на очереди уже стоит 701 тыс. человек, и с каждым годом ее прирост увеличивается.

По подсчетам депутатов, если так пойдет и дальше, то уже к 2012-13гг. нуждающимся станет едва ли не все население Беларуси. «Многие состоящие на учете граждане непосредственно не связывают приобретение в собственность жилья с необходимостью накопления средств. Они рассчитывают на поддержку государства и хотят стать собственниками жилья, не прилагая к этому должных усилий. У граждан формируется иллюзия доступности жилья вне зависимости от их материальной обеспеченности», - полагает председатель постоянной комиссии ПП НС по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Галина Полянская.

Однако действующая система и не позволяет абсолютному большинству нуждающихся в улучшении жилищных условий надеяться на собственные силы. В стране не развит сектор некоммерческой аренды жилья (около 86% жилого фонда находится в частной собственности), ипотечное кредитование не предполагает существенного снижения процентных ставок, а банковские кредиты на общих основаниях остаются достаточно дорогими (выдаются, как правило, под 23-27% годовых и под серьезное обеспечение). При этом средняя зарплата по стране, по данным Белстата, в сентябре составила Br1,022 млн., или менее трети рыночной стоимости 1 кв. м жилья на вторичном рынке столицы.

То, что строительное иждивенчество граждан является скорее вынужденным, подтверждает и статистика. Из Br3,73 трлн. кредитных средств, выданных в январе-октябре 2009г. гражданам на приобретение и строительство жилья, Br3,2 трлн. составили льготные кредиты.

Благодаря высокой доле льготного кредитования Беларусь сохраняет лидерство то темпам жилищного строительства в СНГ. В 2008г. в Беларуси в расчете на 1 тыс. жителей построено 527 кв. м жилья, в то время как в России - 451 кв. м, Казахстане - 434 кв. м, на Украине - 222 кв. м. В 2009г. в эксплуатацию должно быть введено 6 млн. кв. м жилья, в 2010г. планируется строительство 8 млн. кв. м, а начиная с 2011г. - 10 млн. кв. м. Но обременительное для бюджета растущее финансирование льготного строительства все равно не позволит укоротить очередь.

По мнению парламентариев, альтернативой льготному кредитованию может стать система жилищных строительных сбережений. Соответствующий законопроект депутаты рассматривали еще в 2006г., однако тогда его поручено было доработать.

Суть системы строительных сбережений (ССС) заключается в том, что, прежде чем получить субсидию от государства на строительство или покупку жилья, гражданин должен накопить определенную часть средств. По договору с банком он ежемесячно вносит определенный размер средств на расчетный счет под небольшие проценты. А при выполнении накопительного договора вкладчиком государство ежегодно начисляет ему целевую премию, например в размере 20% от скопленного за год. Эти средства вкладчик не может забрать и использовать по своему усмотрению и имеет право потратить лишь на улучшение жилищных условий. Скопив на счете 30-50% от стоимости квартиры, гражданин получает ипотечный кредит по пониженной ставке, как правило, под 4-6% годовых. При этом за счет поддержания низких ставок также по целевым вкладам ССС банку не требуются бюджетные компенсации. Таким образом, бюджетные расходы равны сумме премий, направляемых вкладчикам в качестве госпомощи.

По опыту европейских стран, воспользоваться ССС могут не только нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом, как отмечает депутат постоянной комиссии ПП НС по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Александр Чикилев, европейский опыт показывает, что каждый евро, вложенный государством в ССС, возвращается в бюджет 2-3 евро за счет увеличения объемов строительства, налоговых отчислений и развития других отраслей экономики, связанных со строительным сектором.

По словам депутата, в Чехии, население которой превышает 10 млн. человек, ССС воспользовались 4,5 млн., в Словакии - более 1 млн. человек, или пятая часть всех граждан. Депутат уверен, что, хотя ССС не отменяет льготного кредитования, в Беларуси при формировании доверия к этому институту им могли бы воспользоваться 3-4 млн. человек.

Как свидетельствует опыт европейских стран, внедривших ССС, процесс формирования доверия к системе занимает около двух лет, и еще около 5-6 лет у граждан уходит на то, чтобы с помощью госпремий сформировать капитал, необходимый для получения ипотечного кредита. Таким образом, при оптимистичном сценарии развития событий спустя 9 лет после принятия соответствующего закона значительное количество белорусских граждан смогли бы улучшить жилищные условия, не прибегая к льготному кредитованию, в то время как в столице очередь нуждающихся уже сейчас растягивается на 20 лет.

Однако для этого проект закона об ССС, по словам Чикилева, нужно «наполнить», вернув в него выхолощенные в процессе переработки документа нормы о закрытости системы и господдержке в виде премий вкладчикам за счет бюджета. Кроме того, механизм должен предусматривать, что процентные ставки по вкладам вкупе с госпремиями будут перекрывать рост цен на жилье.
Добавить комментарий
Проверочный код