Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№46 (718) 23 ноября 2009 г. Экономика

Очередь на километры квадратные

23.11.2009
укоротят за счёт стройсбережений

Валентина ОВЧИННИКОВА

Действующая система льготного кредитования граждан на приобретение и строительство жилья становится слишком обременительной для бюджета, признали в белорусском парламенте. Только в 2010г. на компенсацию банкам потерь от льготного кредитования нуждающихся в улучшении жилищных условий предполагается выделить около Br1,333 трлн. При этом растущие темпы жилищного строительства не позволят даже в отдаленном будущем обеспечить жильем всех нуждающихся: на очереди уже стоит 701 тыс. человек, и с каждым годом ее прирост увеличивается.

По подсчетам депутатов, если так пойдет и дальше, то уже к 2012-13гг. нуждающимся станет едва ли не все население Беларуси. «Многие состоящие на учете граждане непосредственно не связывают приобретение в собственность жилья с необходимостью накопления средств. Они рассчитывают на поддержку государства и хотят стать собственниками жилья, не прилагая к этому должных усилий. У граждан формируется иллюзия доступности жилья вне зависимости от их материальной обеспеченности», - полагает председатель постоянной комиссии ПП НС по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Галина Полянская.

Однако действующая система и не позволяет абсолютному большинству нуждающихся в улучшении жилищных условий надеяться на собственные силы. В стране не развит сектор некоммерческой аренды жилья (около 86% жилого фонда находится в частной собственности), ипотечное кредитование не предполагает существенного снижения процентных ставок, а банковские кредиты на общих основаниях остаются достаточно дорогими (выдаются, как правило, под 23-27% годовых и под серьезное обеспечение). При этом средняя зарплата по стране, по данным Белстата, в сентябре составила Br1,022 млн., или менее трети рыночной стоимости 1 кв. м жилья на вторичном рынке столицы.

То, что строительное иждивенчество граждан является скорее вынужденным, подтверждает и статистика. Из Br3,73 трлн. кредитных средств, выданных в январе-октябре 2009г. гражданам на приобретение и строительство жилья, Br3,2 трлн. составили льготные кредиты.

Благодаря высокой доле льготного кредитования Беларусь сохраняет лидерство то темпам жилищного строительства в СНГ. В 2008г. в Беларуси в расчете на 1 тыс. жителей построено 527 кв. м жилья, в то время как в России - 451 кв. м, Казахстане - 434 кв. м, на Украине - 222 кв. м. В 2009г. в эксплуатацию должно быть введено 6 млн. кв. м жилья, в 2010г. планируется строительство 8 млн. кв. м, а начиная с 2011г. - 10 млн. кв. м. Но обременительное для бюджета растущее финансирование льготного строительства все равно не позволит укоротить очередь.

По мнению парламентариев, альтернативой льготному кредитованию может стать система жилищных строительных сбережений. Соответствующий законопроект депутаты рассматривали еще в 2006г., однако тогда его поручено было доработать.

Суть системы строительных сбережений (ССС) заключается в том, что, прежде чем получить субсидию от государства на строительство или покупку жилья, гражданин должен накопить определенную часть средств. По договору с банком он ежемесячно вносит определенный размер средств на расчетный счет под небольшие проценты. А при выполнении накопительного договора вкладчиком государство ежегодно начисляет ему целевую премию, например в размере 20% от скопленного за год. Эти средства вкладчик не может забрать и использовать по своему усмотрению и имеет право потратить лишь на улучшение жилищных условий. Скопив на счете 30-50% от стоимости квартиры, гражданин получает ипотечный кредит по пониженной ставке, как правило, под 4-6% годовых. При этом за счет поддержания низких ставок также по целевым вкладам ССС банку не требуются бюджетные компенсации. Таким образом, бюджетные расходы равны сумме премий, направляемых вкладчикам в качестве госпомощи.

По опыту европейских стран, воспользоваться ССС могут не только нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом, как отмечает депутат постоянной комиссии ПП НС по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Александр Чикилев, европейский опыт показывает, что каждый евро, вложенный государством в ССС, возвращается в бюджет 2-3 евро за счет увеличения объемов строительства, налоговых отчислений и развития других отраслей экономики, связанных со строительным сектором.

По словам депутата, в Чехии, население которой превышает 10 млн. человек, ССС воспользовались 4,5 млн., в Словакии - более 1 млн. человек, или пятая часть всех граждан. Депутат уверен, что, хотя ССС не отменяет льготного кредитования, в Беларуси при формировании доверия к этому институту им могли бы воспользоваться 3-4 млн. человек.

Как свидетельствует опыт европейских стран, внедривших ССС, процесс формирования доверия к системе занимает около двух лет, и еще около 5-6 лет у граждан уходит на то, чтобы с помощью госпремий сформировать капитал, необходимый для получения ипотечного кредита. Таким образом, при оптимистичном сценарии развития событий спустя 9 лет после принятия соответствующего закона значительное количество белорусских граждан смогли бы улучшить жилищные условия, не прибегая к льготному кредитованию, в то время как в столице очередь нуждающихся уже сейчас растягивается на 20 лет.

Однако для этого проект закона об ССС, по словам Чикилева, нужно «наполнить», вернув в него выхолощенные в процессе переработки документа нормы о закрытости системы и господдержке в виде премий вкладчикам за счет бюджета. Кроме того, механизм должен предусматривать, что процентные ставки по вкладам вкупе с госпремиями будут перекрывать рост цен на жилье.
Добавить комментарий
Проверочный код