Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№46 (718) 23 ноября 2009 г. Экономика

Правила игры

23.11.2009
 
Отдел экономики

* Накрахмаливайте белорусским * Выходи на большую дорогу, частник! *

НАКРАХМАЛИВАЙТЕ БЕЛОРУССКИМ

Президентским указом N542 в Беларуси с 15 ноября значительно повышены ставки таможенных пошлин на некоторые продовольственные товары. Повышенные пошлины будут действовать девять месяцев и закончатся как раз к уборочной кампании следующего года.

В Минсельхозпроде решение о повышении мотивировали тем, что в Беларуси и так в достаточном количестве производится вся необходимая продукция. Нужно поддержать отечественного производителя. Новые ставки должны помочь создать достойную ценовую конкуренцию и ограничить импорт продовольствия.

Размер пошлин по всем группам товаров увеличился не менее чем в 2 раза. В частности, на молочную сыворотку пошлина установлена в размере 30% (ранее - 15%). Те же цифры теперь и при импорте сыра и творога. В 2 раза - до 40% - увеличены пошлины на кондитерские изделия из сахара, в т.ч. белый шоколад. Во столько же раз выросла ставка для импортных макарон - 30% вместо 15%. Указ также определил ставки на импорт муки из пшеницы мягкой и спельты в размере 20% (ранее 10%), крупы и муки грубого помола из пшеницы мягкой и спельты - 20% (ранее 10%), зерна злаков плющенного или переработанного в хлопья - 20% (ранее 10%). А вот картофельные хлопья и гранулы теперь обойдутся в 40% от таможенной стоимости вместо 10%, бывших ранее.

Самый серьезный удар пришелся по овощам. Таможенные пошлины на импорт картофеля, лука репчатого, капусты белокочанной, моркови и свеклы столовой установлены в размере 180%. Притом что ранее пошлина на картофель составляла 5-15%, а на лук, капусту и свеклу - 15% от таможенной стоимости. В 5 раз увеличилась пошлина и на крахмал - 100% вместо 20%.

Как рассказала «БелГазете» представитель крупяного дома «Ракан» Ольга Цигельская, именно пошлины на крахмал затронули компанию: «Мы перестаем привозить польский крахмал. Что будет дальше - жизнь покажет, но пока польский крахмал в Беларусь возить мы не будем, хотя по качеству он лучше белорусского».

Представитель еще одной компании - импортера бакалейных товаров, пожелавший остаться неназванным, рассказал о том, что может произойти на рынке в связи с повышением пошлин: «От этого указа у нас был шок. Можно искать какие-то варианты, но, естественно, на бизнесе это отразится: снизится оборот, снизится объем закупки, привезенное будет серьезно дорожать. Каждый год есть некое сезонное поднятие пошлин, но такое - впервые. Скорее всего, основной поток импортной крупы пойдет из России, Украины, Молдовы, Казахстана. Те, кто работают с Европой, серьезно уменьшат обороты».

Начальник филиала борисовской фабрики по выпуску макарон «Боримак» Петр Аскерко введение пошлин на макароны приветствует: «У нас хватает мощности для обеспечения белорусского рынка. Я сегодня могу сказать, что качество белорусских макарон выше качества импортных - так почему бы не повысить пошлины? Я не против импортной продукции - пусть конкурируют, ставят на полки, но и мне не стыдно за свою продукцию - по качеству она лучше».

ВЫХОДИ НА БОЛЬШУЮ ДОРОГУ, ЧАСТНИК!

Премьер Сергей Сидорский поставил задачу создания сети объектов придорожного сервиса, соответствующей европейским показателям. Премьер предлагает развивать эту сферу бизнеса с помощью «частника». По его словам, «как бы нам этого ни хотелось, мы не являемся эффективным управленцем в этой области, государство лишь показывает примерНадо заниматься созданием условий для частного бизнеса».

Премьер отметил, что объекты придорожного сервиса должны размещаться на тех участках автодорог, где их работа будет экономически целесообразна - «приносить доход, а не строиться ради галочки для чиновников». Далее глава правительства отметил, что придорожный сервис необходимо развивать комплексно: рядом с АЗС должна предоставляться возможность питания и проживания. Для этого при строительстве АЗС может предусматриваться наличие соответствующих зданий, которые будут сдаваться в аренду под оказание таких услуг.

Сидорский также напомнил, что в Беларуси предусмотрена возможность выделения земли, получения кредита на выгодных условиях для частного бизнеса с целью развития придорожного сервиса. Местные органы власти, в свою очередь, должны собирать, анализировать и распространять информацию, касающуюся развития придорожного сервиса, не только среди внутренних, но и внешних инвесторов.

Однако несколько иной вариант решения проблемы предложил премьеру директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин. Как сообщает «Интерфакс-Запад», докладывая на прошлой неделе премьер-министру о развитии придорожного сервиса в республике, Лытин заметил: «Зарубежный опыт показывает, что объекты нужно возводить комплексно, а у нас они строятся разрозненно. В Европе услуги придорожного сервиса привязываются к размещению АЗС, которые строятся через 30-50 км. У нас нет системы сетевых фирм по строительству объектов придорожного сервиса».

Например, «Белнефтехим» создает систему АЗС, однако в республике «нет сетей ресторанов с общим названием, которые бы примыкали к АЗС». При этом все имеющиеся придорожные пункты питания размещаются в различных по качеству и условиям зданиях. «У нас часто, даже если АЗС «Белнефтехима» работает круглосуточно, питание и сопутствующие услуги можно получить только днем, до 7-8 часов вечера», - подчеркнул глава «Белавтодора». На его взгляд, создание комплекса объектов придорожного сервиса помогло бы решить проблему их количества в республике и качества оказываемых услуг. Он также отметил необходимость создания точек для стоянки туристических автобусов на всех маршрутах организованного туризма. На этих стоянках туристы должны иметь возможность приобрести ряд услуг.
Добавить комментарий
Проверочный код