Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№44 (716) 09 ноября 2009 г. Экономика

«В Беларуси мутности меньше»

09.11.2009
 
Леонид ЛОСИЧ

Одна из крупнейших мировых консалтинговых компаний - Grayling, - специализирующаяся в области связей с общественностью, госорганами и инвесторами, открыла представительство в Минске.

Компания собирается оказывать помощь тем белорусским предприятиям, которые до сих пор не нашли себе серьезного партнера в лице зарубежного инвестора, но остро в этом нуждаются. Замгендиректора Grayling в СНГ Владимир МЕЛЬНИКОВ рассказал корреспонденту «БелГазеты», чем займется компания в Беларуси, и объяснил, что является главным достоинством нашей страны.

- Когда и почему было принято решение открывать представительство в Беларуси?

- Год назад. Во-первых, в связи с грядущей приватизацией открывается перспектива работы с крупными белорусскими компаниями; во-вторых, у нас в портфеле очень много международных компаний, которые либо ведут деятельность в Беларуси, либо собираются открывать свое представительство в стране, либо рассматривают возможность инвестирования.

- Кто, например?

- Пока мы не можем их называть - они собирают сведения о республике, и это коммерческая тайна. Компании рассматривают возможности инвестирования как в Беларуси, так и в других точках мира. В какой-то момент они могут поменять решение и не входить на рынок. Среди тех, кто с нами работает, могу назвать Google, Visa, Johnson&Johnson, Heinz.

- И какие же перспективы открываются перед инвесторами в Беларуси?

- Более 500 предприятий подлежат приватизации. Ваши компании будут искать инвестиции через прямую продажу или заключение сделок на бирже, в т.ч. на Западе. Ясно, что источников финансирования внутри республики не хватает. В связи с этим Беларусь может встретиться с большим дисконтом по стране - т.е. инвесторы, которые не понимают, что такое Беларусь, не понимают до конца отрасль, питаются слухами, а значит, будут оценивать компании ниже, чем если бы они имели представление о компании или отрасли.

- Чем тут поможет Grayling?

- У нас несколько направлений работы. Все связаны с коммуникациями - это PR, связи с инвесторами, финансовые коммуникации. Насчет последнего, когда идет речь о размещении акций, то существуют свои правила раскрытия информации. Их много, поэтому нужно обладать всей информацией. Мы проводим презентации, семинары - делаем так, чтобы компаниям стало понятно, чего от них хотят инвесторы. Даем возможность посмотреть на свою компанию глазами инвестора и, исходя из этого, подкорректировать свое предложение. С одним из крупнейших банков мы уже заключили договор на проведение такого тренинга для топ-менеджеров.

- Какие сферы вызывают наибольший интерес у западных компаний?

- Все, что связано с потреблением. Начиная от медпрепаратов и заканчивая шоколадом.

- Почему ваша компания не проявляла активность ранее?

- Была некая настороженность в отношении политической неопределенности, была какая-то изоляция. Сейчас изоляция тает на глазах. Зато ваш плюс - человеческий фактор. Белорусы держат слово, у них все в рамках закона, меньше мутности в отношениях. Больше дисциплины, в хорошем смысле этого слова. Именно внутренней дисциплины. Я не хочу сказать, что русские все такие мутные и непонятные, но если сравнивать культуру, то в Беларуси мутности и непредсказуемости в отношениях меньше.

- То, что называют порядочностью…

- Порядочность изначально трудно измерить. Это то, что проверяется с годами и сделками. О ней можно говорить, когда ты завязал отношения, открыл бизнес, заключил договоры, а это не год и не два. Я сейчас говорю о первых ощущениях.

- Проведение семинаров и презентаций будет оплачивать белорусское правительство?

- Мы не просим ни копейки бюджетных средств, мы просто говорим, что инвесторы не понимают республику и многие ее отрасли. Мы предлагаем предприятиям консолидировать усилия по разъяснению потенциала их отраслей. Все будет проходить на деньги заинтересованных компаний. Им это выгодно, и они, естественно, говорят об этом. Инвестор начинает лучше понимать дела в их секторе, а они, соответственно, начинают повышать свою стоимость. Лучше вложить небольшую денежку, чтобы инвесторы лучше понимали - это приведет к максимизации спроса.

- В разработке уже есть какие-либо проекты?

- У нас есть проект с крупной международной фармацевтической компанией по продвижению темы о необходимости лечения гепатита С. Очень важный момент: наша принципиальная позиция - мы не работаем с теми, кто хочет достичь быстрых результатов по продажам. Это противоречит, пусть это и звучит высокопарно, интересам людей, стране, иностранным интересам. Это не потому, что мы такие белые и пушистые - в этом тоже есть бизнес-логика. Если мы будем помогать компаниям продавать БАДы, польза которых не доказана, то, может, мы и заработаем деньги, но в долгосрочной перспективе работать будет сложно.

- Самое время для фармацевтики. Особенно если учесть нездоровый шум вокруг свиного гриппа…

- Опять же этический момент. Если говорить о гриппе, то существует много препаратов, по которым доказательная база слабая. Это могут быть разные производители. Некоторые компании пользуются ситуацией и дают больше рекламы. Если мы будем вместе с ними создавать ажиотаж, мы тоже заработаем, но в долгосрочной перспективе в этом нет смысла - серьезные люди все понимают.

- А с белорусскими компаниями вы уже общались?

- У нас постоянно идут переговоры по новым проектам, которые рано или поздно выстрелят. Крупной белорусской фирме важно иметь отношения с осязаемой, присутствующей на рынке компанией, поэтому мы и открываемся.

- И как идут переговоры? Недавно, например, принято решение об акционировании до конца года Белтелекома…

- Я уже долго работаю. Бывает, думаешь, что предприятие не очень заинтересовано, но вдруг тебе звонят и говорят: «Всё, понеслась». Другие, наоборот - «да-да-да», а потом отказываются. Поэтому мы просто делаем широкий охват, говорим со многими. Важно понять, если вдруг резко «понеслась», то рассказывать инвесторам о республике и отрасли уже некогда, да и нельзя. Если компания собирается разместиться на бирже, формируется инвестиционный меморандум, все коммуникации должны быть оговорены в нем. Если вдруг акционер говорит то, что не оговорено в меморандуме, то он теряет доверие инвесторов. Если уж вы собрались заключить такую сделку, то работу нужно начинать как минимум за год. Тогда у вас никаких ограничений нет, зато есть время, вы можете рассказывать о своем предприятии, отрасли, республике, возить аналитиков, финансовых журналистов. Когда остается мало времени - вы этого сделать не можете.

- Можно ли сравнивать интерес к Беларуси сейчас и в предыдущие годы?

- Объективно здесь свою роль играет объем рынка. Если бы в Беларуси жило 90 млн. человек, начался более открытый диалог с Европой, более правильный и рациональный диалог с Россией, появилось бы более предсказуемое поведение, то компании бы ринулись. Сейчас Беларусь конкурирует с множеством других стран, поэтому я бы не сказал, что вокруг страны возможен ажиотаж. Я боюсь быть голословным, но в этом году уже больше компаний говорят, что в Беларуси появляются возможности. Конечно, серьезного ажиотажа нет, но все признают: Беларусь открывается. Я не припомню, чтобы кто-то сказал, что собирается уходить из страны.

- А как вам уровень белорусского менеджмента?

- В любой стране можно найти плохих овец. Навыки качественного западного управления - это вещь, усваиваемая быстро. Я был приятно удивлен, когда общался с крупнейшими белорусскими компаниями. Я понимал, что это уже команды, не побоюсь этого слова, мирового уровня. С хорошим пониманием того, чего они хотят.

- Какие же компании вас так впечатлили?

- «Белагропромбанк» - хороший пример. Топ-менеджеры там очень продвинутые, знают чего хотят. Что мне нравится в Беларуси, так это потенциал. Иностранцы, встречающиеся с топ-менеджерами, видят, что ваши ребята находятся в точке А, рисуют точку Б, при этом знают, как туда попасть через пять лет. Они уверены, что попадут и в точку В, которая будет еще выше.
Добавить комментарий
Проверочный код