Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№44 (716) 09 ноября 2009 г. Экономика

Наплевать и забыть

09.11.2009
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

Член совета директоров, начальник главного управления банковского надзора Нацбанка Сергей Дубков, выступая на Минском форуме, сообщил некоторые детали плана реформ и социально-экономического развития на 2010г.

Как известно, белорусский президент быстро разобрался в сомнениях ученых-экономистов, подготовивших двухвариантный прогноз развития на 2010г., и вернул правительству на доработку предложенные проекты прогноза. «Эти документы никуда не годны. И не годятся для того, чтобы работать в будущем году напряженно. Должен быть один прогноз, один план денежно-кредитной политики, понятный для народа», - заявил неделю назад президент в ходе совещания по вопросам социально-экономического развития.

Сюжет классический. «Все, что вы тут говорили, наплевать и забыть. Слушай, что я говорить буду», - жестко заявлял однополчанам командарм Василий Иванович Чапаев, обсуждая план предстоящего боя. Надо отдать должное, президент, находясь в аналогичной ситуации, выражался культурнее малообразованного киногероя. К тому же Чапаев предложил-таки свой победный план, а глава государства лишь обозначил цель, поручив председателю правления Нацбанка Петру Прокоповичу и замглавы администрации президента Леониду Анфимову возглавить доработку этих документов: «Прокопович, Анфимов - вы главные ответственные, в течение месяца подготовить все документы на будущий год. Если раньше подготовите - будет лучше. Все решения, принятые на третьем Всебелорусском народном собрании, неукоснительно должны быть выполнены».

Выбор персон, назначенных президентом для того, чтобы сделать сказку былью, не случаен. Например, Леонид Анфимов жестко раскритиковал работу правительства за затягивание процесса принятия важных инвестиционных решений. Не нравится Анфимову и намерение правительства увеличить ставку НДС до 20%. Подобные предложения замглавы президентской администрации расценивает как экономический эксперимент, который проводить в условиях кризиса «нецелесообразно». На что никто из членов правительства не возразил и, растерявшись, даже не напомнил Анфимову, что у нас в стране кризиса нет, и если не рвать жилы, наращивая темпы роста, то время для экспериментов как раз самое благоприятное.

Именно так и рассудил Петр Прокопович, полагающий, что выполнять пятилетний прогноз надо, но проводя экономические реформы. Более подробно о плане, разрабатываемом в главном банке страны, рассказал начальник главного управления банковского надзора Нацбанка Сергей Дубков, выступая перед немецкими деловыми кругами. Прежде всего для восстановления высоких темпов экономического роста и обеспечения положительного сальдо внешней торговли необходимо привести нормы белорусского законодательства в соответствие с европейскими стандартами.

Далее в изложении агентства «Интерфакс-Запад» программа выглядит следующим образом. В течение 2-3 лет стране необходимо «войти в число 30-50 стран - лидеров других международных рейтингов, в частности, по конкурентоспособности и экономической свободе». За это же время в Беларуси должен быть осуществлен переход от количественных к качественным показателям оценки деятельности предприятий (в частности, рентабельности). Одновременно следует обеспечить равные условия хозяйствования для предприятий всех форм собственности, снизить размер административных штрафов за экономические правонарушения и привести бухучет в соответствие с требованиями международных стандартов.

Что же касается прогноза на пятилетку, то для его выполнения в 2010г. необходимо повысить внутренний спрос, что может быть обеспечено за счет роста реальных доходов населения в соответствии с показателями программы социально-экономического развития на 2006-10гг. И с этой целью наращивать высокие темпы жилищного строительства, чтобы с 2011г. объем жилищного строительства в Беларуси был не менее 10 млн. кв. м в год.

Затем в ближайшие 2-4 года следует добиться снижения налоговой нагрузки в экономике до уровня стран, являющихся основными торговыми партнерами республики. К 2014г. - обеспечить выход на положительное сальдо внешней торговли. Для чего провести структурную перестройку во всех отраслях, ориентированных на экспорт, увеличить приток иностранных инвестиций и масштабы импортозамещения. К решению этой задачи намечено приступить уже в 2010г., добившись превышения темпов роста экспорта над темпами роста импорта (не менее чем на 7%). Таковы главные направления преобразований, на основе которых Нацбанк и правительство разрабатывают программу социально-экономического развития на 2010г. и на следующую пятилетку.

Осталось только уточнить наиболее принципиальные детали плана и согласовать их с МВФ, прогнозирующим рост экономики Беларуси на 1,8%. Полагая, что большего не добиться, поскольку внешние условия, от которых зависят объемы экспорта и возможности финансирования белорусской экономики, будут не столь благоприятны, как рассчитывали в правительстве, составляя пятилетний план развития.

Об этом недавно напомнила постоянный представитель МВФ в Беларуси Наталья Колядина в интервью агентству «Интерфакс-Запад». По ее мнению, белорусская экономика уже не будет функционировать «как прежде, в докризисном режиме», поскольку «внешнеэкономическая конъюнктура совершенно другая с точки зрения спроса и возможностей финансирования… Второй фактор, помогавший расти белорусской экономике, - обильное и достаточно дешевое финансирование в докризисные годы. Совершенно очевидно, что возможности финансирования сейчас ограниченны и оно дорожает».

Но в одном компоненте точки зрения фонда и Нацбанка очевидно совпадают. Обе стороны считают проведение реформ более важной частью плана, чем достижение предприятиями максимальных темпов роста валовых прогнозных показателей. В I полугодии 2009г. правительство уже убедилось, к чему приводит подобная стратегия. «Это привело к еще большему разбалансированию экономики - с накоплением запасов, значительным ростом кредитных ресурсов, что повлекло сохранение значительного внутреннего спроса и замедлило корректировку счета текущих операций», - напомнила Колядина. Остальные элементы плана, прежде всего в отношении способов наращивания внутреннего спроса, сторонам придется еще долго согласовывать.

Миссия МВФ собирается оценивать работу белорусских властей «по скорости и последовательности» в проведении реформ. Затягивание экономических преобразований, конечно, не вызовет кадровых перестановок, как в случае невыполнения программы социально-экономического развития, о которой президенту предстоит отчитываться в ходе предстоящей предвыборной кампании. Но может очень разочаровать кредиторов из МВФ, рассчитывавших сначала вытащить Беларусь из кризиса, а уж потом указать светлый путь к подлинному экономическому прогрессу.
Добавить комментарий
Проверочный код