Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№42 (714) 26 октября 2009 г. Общество

ВКЛ не выключая

26.10.2009
«Бьём татар - это нормально, а Москву - не тронь?»

Дмитрий РАСТАЕВ

Перепись населения, о необходимости которой говорили так долго, - тьфу-тьфу! - финишировала. Если верить передовицам, прошла она в целом без сучка и задоринки. Не считать же задоринками нескольких оскорбленных жильцами и нескольких покусанных собаками переписчиков! Если что-то и придавало ей драйв, то только дискуссии, запрудившие в эти недели Байнет. Рассуждая о том, как правильнее отвечать на вопрос о национальной принадлежности, изрядная доля пользователей склонялась к мысли, что жителям РБ следует называться не белорусами, а литвинами. Иначе говоря, почувствовать себя наследниками Великого княжества Литовского, гремевшего некогда на всю Европу, но растворившегося в жарких объятиях соседей.

Рассуждения эти зиждутся не на пустом месте: есть сведения, что даже еще и в середине ХХ в. добрая часть коренного населения республики белорусами себя не называла. Предводитель бобруйского рыцарского клуба «Газдава» Гордей Щербич вспоминает рассказ своего знакомого, путешествовавшего в 1950-х гг. по Полесью: «Когда они заходили в деревни и разговаривали с местными стариками, те возмущались: «А что это вы нас белорусами кличете? Нас так русские солдаты называли, а мы - литвины».

(На фото: Предводитель бобруйского рыцарского клуба «Газдава» Гордей Щербич (на фото справа), как и его соратники, считает себя литвином: «Для людей, изучающих историю, нормально мыслящих, в слове «литвин» нет ничего нового и необычного». И сожалеет, что «наши ученые отошли от объективных исторических исследований, из-за чего мы теперь имеем дикие косяки»)

Многие ли жители страны причисляют себя к литвинам в наши дни, мы узнаем не ранее февраля 2010г., когда станут известны первые результаты переписи-2009. Сам Гордей сомневается, что процент их будет велик: «Сегодня называть себя литвинами готовы те в основном, кто плотно интересуется историей, причем не по школьным учебникам. А жители деревень хоть и помнили дольше других о своем литвинстве, постепенно отошли от этого».

Сами рыцари «Газдавы» интересуются историей достаточно плотно: «Выезжая на фестивали и реконструкции, мы неизменно представляемся литвинами. Такой национальности, как белорус, для нас не существует. Вообще, «белорус» - это искусственное и где-то даже обидное понятие: в XVII в. московские военные писцы называли так пленных литвинов православной веры. А после раздела Речи Посполитой и присоединения наших земель к Москве так стали называть вообще всех жителей ВКЛ. Так что мало приятного в этом этнониме».

Впрочем, родным своим языком Гордей считает белорусский, вернее, «русский - ведь именно так в XVI - XVII вв. у нас старобелорусский язык назывался. А москали его звали литовским».

Фестивали и реконструкции, куда выезжают бобруйские рыцари, разыгрываются в разных странах, в т.ч. у соседей-москалей. На российские фестивали бобруйчане ездят нечасто- «нам не очень там нравится», - но обходиться без объявления войн до сих пор удавалось не только поэтому:«Нас понимают и в России. Для людей, изучающих историю, нормально мыслящих, в слове «литвин» нет ничего нового и необычного. Они, конечно, могут иметь свое эмоциональное отношение к тем или иным событиям, свой взгляд на какие-то исторические вехи, но при этом четко понимают: Великое княжество Литовское нельзя выключать из истории».

Чего не скажешь о жителях Беларуси, многим из которых родной край все еще представляется terra incognita. Хотя вины «простых людей» предводитель «Газдавы» в этом не видит: «На каком-то этапе наши ученые отошли от объективных исторических исследований, из-за чего мы теперь имеем дикие косяки. Взять ту же Грюнвальдскую битву - подготовкой ее 600-летнего юбилея сегодня занимаются польская и литовская стороны. Хотя, если говорить о современной Литве, то это бывшие Жмудь и Аукштайты, от которых было снаряжено всего несколько хоругвей, а большинство прибыло из наших земель. Или другой пример: нам уже много лет запрещают проводить фестиваль, посвященный битве под Оршей, где мы разгромили московское войско - это, мол, разжигание национальной розни. Смешно! Получается, когда на реконструкциях мы бьем татар или немцев - это нормально, а Москву - не тронь?»

Последнее обстоятельство командору бобруйских рыцарей представляется странным вдвойне: «Я как-то проанализировал военные действия, происходившие на наших землях начиная с X ст. и поразился: оказывается, в истории нашей не было и полувека, чтобы мы не конфликтовали со своим восточным соседом. Чаще, чем с Московским государством, за всю свою историю мы не воевали ни с кем!»

Проведя несколько столетий в обруче братских объятий восточного соседа, литвины-белорусы нахватались несвойственных им ранее комплексов и причуд: «В массовом сознании сложился стереотип: мол, Европа всегда была цивилизованной, а мы нет. На самом деле это ерунда: если говорить о XIV - XVI вв., мы были куда цивилизованней европейцев. Вот только один эпизод, упоминаемый в записках Екатерины Медичи: когда наше посольство прибыло во Францию, там были поражены, что шляхтичи все до одного знают латынь. Во Франции, кроме священников и ученых, никто латыни не знал. А в Финляндии до XVI в. не знали вилок и штор на окнах. Появились они, когда сестра нашего короля Сигизмунда II вышла замуж за финского князя. Мы были культурным демократическим государством, но в истории часто бывало так, что цивилизованные народы порабощались варварами».

Из всех варваров-поработителей бобруйский рыцарь охотнее прочих скрестил бы свой меч с Иваном Грозным: «Этот тип нанес нам очень большой ущерб в период Ливонской войны, его войска чинили невероятные зверства в наших краях. Но хотя он и был тираном, в глубине души оставался жалким человеком. Стефан Баторий предложил ему как-то в письме: чтобы не гибли многие люди, предлагаю решить спор один на один, скрестив свои копья в поле. Грозный ему ничего на это не ответил. Что неудивительно: все тираны в глубине души трусы».

Поучаствовать лично в деле роста численности славных литвинов самому Гордею Щербичу в этот раз не удалось: «Переписчик пришел, когда меня дома не было, и все записал со слов моей мамы. Я у нее спрашиваю, а какую национальность ты мне записала? А никакой, отвечает. Я удивился: как это никакой? А вот так. У меня, говорит, про национальность ничего и не спрашивали. Так что, наверное, много будет у нас белорусов».

Бобруйск
Добавить комментарий
Проверочный код