Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№42 (714) 26 октября 2009 г. Экономика

Александр Нахаенко*: Все средства хороши

26.10.2009
Антикризис



«БелГазета» продолжает цикл публикаций о состоянии белорусской экономики в условиях мирового кризиса, авторы которых не журналисты, а представители частного бизнеса и госсектора

- Сегодня многие производители стали заложниками того, что в докризисный период работали на один большой рынок - российский. Наше предприятие, например, поставляло в Россию до 60% производимой техники. Около 30% реализовывалось на внутреннем рынке и еще 10% - на рынках других стран.

Если до октября 2008г. мы отгружали в Россию 150 единиц техники в месяц, то в период кризиса - в среднем 30 единиц. Серьезным ударом для нас, как и для многих производителей, стало решение Минэкономразвития РФ о предоставлении российским производителям при проведении госзакупок ценовой преференции в размере 15%. Позже преференциальная поправка была распространена на несколько белорусских компаний, но мы в их число не попали.

В ноябре-декабре 2009г. конъюнктура российского рынка должна несколько улучшиться. Дело в том, что бюджеты многих организаций были перенесены на IV квартал. При этом падение производства наших конкурентов в России составило 80-90%, так что они просто не в состоянии будут самостоятельно удовлетворить потребности рынка. Однако в январе-феврале начнется очередное падение спроса, которое продлится до середины 2010г., когда запросы российских потребителей в нашей продукции удвоятся и выйдут на уровень 60 единиц техники в месяц.

В такой ситуации очень важно использовать все средства для повышения продаж. Сегодня белорусские производители должны понять главное - покупатель всегда прав, и надо максимально идти ему навстречу. Мы, например, активно продаем технику с рассрочкой платежа (если наш анализ показывает, что клиент платежеспособен) и под банковские гарантии, работаем по договорам комиссии, активизировали продажу по лизинговым схемам, усилили сервисное обслуживание нашей техники в российских регионах.

Но кризис показал, что сосредоточение только на одном, пусть даже очень большом, рынке сопряжено со значительными рисками. Мы очень внимательно отнеслись к анализу других внешних рынков и пришли к выводу, что многие из них могут быть интересны. Среди всех стран СНГ наиболее стабильным оказался рынок Азербайджана. Там увеличились объемы строительства и приток инвестиций в те сферы производства, которые используют нашу технику. Как результат - поставки нашей продукции в эту страну в 2009г. выше, чем в 2008г. Мы предполагаем, что рост экономики Азербайджана сохранится и в 2010г.

Наиболее трудная ситуация сложилась на Украине, которая сильнее других стран СНГ ощутила влияние мирового экономического кризиса. Но анализ показал, что и этот рынок, активизации которого мы ждем во второй половине 2010г., может быть весьма интересным. После зимней избирательной кампании в страну должны прийти иностранные инвестиции со стороны МВФ и других финансовых институтов. Полученные средства будут использованы на поддержку ряда отраслей экономики, где работает наша техника, - сельского хозяйства, дорожного строительства. Надеемся, что мы сможем поучаствовать в строительстве дороги Киев - Чоп.

Стоит обратить внимание и на рынок Казахстана. Войдя в кризис раньше других стран СНГ, Казахстан и выйдет из него одним из первых. Поэтому мы уже активизировались на этом рынке, планируем участие в ряде выставок в этой стране.

По нашим оценкам, в ближайшие 5-10 лет привлекательным рынком сбыта для белорусских производителей будет Африка. Экономики большинства стран данного континента являются сырьевыми: основные доходы этих государств связаны с добычей алмазов, золота, нефти и других полезных ископаемых, а также с аграрным сектором. Именно в этих отраслях нужна наша техника. К тому же африканские страны будут активно развивать транспортную инфраструктуру, что увеличит потребности рынка в нашей продукции. С другой стороны, несмотря на то, что Африка была в меньшей степени интегрирована в мировую финансовую систему, она также ощутила влияние кризиса. Поэтому африканские потребители хотели бы найти альтернативу дорогой западной технике Caterpillar, Volvo и других производителей в виде аналогичной по надежности и работоспособности, но более простой и дешевой. Но бизнес в африканских странах сопряжен с высокими рисками, поэтому к выбору партнеров там нужно подходить избирательно. Мы остановились на трех рынках - египетском, танзанийском и рынке ЮАР, поскольку эти государства наиболее стабильны в политическом и экономическом плане.

Любопытен рынок Латинской Америки. Мы уже вышли в Венесуэлу и прорабатываем варианты работы с Кубой.

Азиатский рынок почти полностью закрыт техникой китайских производителей. Но и на нем есть страны, интересные белорусским компаниям, прежде всего Индия. Правда, поскольку в Индии есть собственные сборочные производства, ввозная таможенная пошлина на технику составляет более 30% от ее стоимости. Но это дает повод задуматься об открытии в Индии собственных сборочных производств.

Кроме того, мы ведем активную работу по выходу на рынок ЕС через открытие своего сборочного производства в Вильнюсе.

На ряде рынков стоит работать с осторожностью. Например, в Средней Азии возникают проблемы с конвертацией валюты, которая занимает до 200-300 дней. Поэтому туда мы отгружаем технику только по 100-процентной предоплате.

Сегодня мы возлагаем надежды на деятельность Белорусской лизинговой компании, которая сейчас учреждается в стране. Серьезной поддержкой для белорусских производителей станет договоренность со Сбербанком РФ о субсидировании за счет средств белорусского бюджета процентной ставки по выдаваемым банком кредитам на покупку белорусской техники. К сожалению, пока наше предприятие не попало в эту программу, но мы не теряем надежды, что правительство сможет решить вопрос о включении нас в перечень организаций, на продукцию которых распространяется субсидирование процентной ставки.

Но предприятия и сами должны прилагать усилия по увеличению продаж. Так, прекрасной практикой, которая уже два года применяется на нашем предприятии, является материальное стимулирование специалистов по продажам в зависимости от объема продаж. Каждый сотрудник должен быть кровно заинтересован в том, чтобы его предприятие было успешным.


*маркетинг-директор ОАО «Амкодор»
Добавить комментарий
Проверочный код