Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№42 (714) 26 октября 2009 г. Экономика

Гнилая politic

26.10.2009
Очевидное и невероятное

Александр ОБУХОВИЧ

Тяжкая работа нашего правительства по поиску ресурсов для затыкания все новых дыр в бюджете может вызывать только уважение: крутятся мужики, скребут по сусекам. Вопросов нет. Все вопросы - о другом.

Почему дыры в бюджете возникают с пугающей неизбежностью? Почему бюджет так зависит от российских цен для нас на нефть и газ? Ведь Германия, Япония, Бельгия и множество других стран, хотя и ворчали по поводу высоких цен на нефть, проблем особых не имели. А у нас - цена на газ и нефть судьбоносна.

Ответ на этот вопрос мировая практика дала однозначный: основа процветания страны - промышленное производство под контролируемые рынки сбыта. Работа китайской диаспоры, рассеянной по всему миру, - такая же основа успехов Китая, как и политика тамошней компартии.

Еще в начале 1960-х гг. Джон Кеннет Гэлбрейт писал о примитивности советских предприятий, вне контроля которых находились рынки сбыта их продукции и техническая политика (все было сконцентрировано в министерствах). За время независимости, при хроническом недофинансировании промышленности, проблема не решена: созданные на предприятиях эрзац-подразделения абсолютно не достаточны. И кризис это доказал. То же недофинансирование не позволило предприятиям провести техперевооружение до конкурентоспособного уровня.

А в чем причина недофинансирования? Оно было объективно неизбежно в начале 1990-х гг. и являлось следствием распада советской хозяйственной системы. Но с конца 1990-х гг. до начала кризиса предприятия работали устойчиво, рынки сбыта расширялись. А деньги где? Амортизация по всей промышленности систематически недозакладывалась и не осваивалась. Эти средства где?

Обывательское мнение тут однозначно: «Все украли директора!» Вряд ли - столько украсть даже чисто технически трудно. И есть пример. Несколько лет назад встретил знакомого, который недоумевал по поводу трудностей Минского часового завода. По его мнению, руководители предприятия - люди честные: вовсе не обогатились, коллектив сохранили. А предприятие рухнуло в одночасье. Так что, хотя факты коррупции в директорском корпусе и имеют место, основная беда - не в этом.

Беда в том, что прибыли от хоздеятельности наши предприятия не имели. Мне как-то пришлось консультировать госпредприятие, которое сидело без денег, длительное время зарабатывая прибыль. Прибыль оказалась только по отчетам, по факту - сплошные убытки. И это общая картина. Беглый анализ причин убыточности показал, что на обследованных предприятиях прямые затраты на выпуск продукции были в пределах разумного и обеспечивали прибыльную работу. Но прибыль, создаваемая в цехах, шла на содержание избыточной численности управления и избыточных основных фондов. А плановые отделы, по советской привычке, просто рисовали приемлемые для руководства показатели. И это тоже общая картина. Действующие на предприятиях методики просто не позволяют директору иметь объективную картину состояния экономики своего предприятия. На небольших предприятиях необходимую работу плановых отделов директорам заменяет здравый смысл, на крупных - неизбежны и крупные ошибки.

Дополнительный источник разбазаривания капитала предприятий госсектора - инвестиционные проекты. Статистики нет, но, по наблюдениям на ряде предприятий, оценке процедуры утверждения бизнес-планов и доступной информации в прессе, менее 10% из них достигают заявленных в бизнес-планах целей. Сказать, что экспертиза бизнес-планов инвест-проектов убога - еще ничего не сказать. Как результат - за бездарность бизнес-планов большинство предприятий расплачивалось погашением банковских кредитов за счет продажи заводских корпусов.

Такое положение сложилось не случайно. Как известно, все наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Уже довольно давно, чуть не с начала 1990-х гг., власть не ожидает от промышленности существенного вклада в обеспечение бюджета. Главная задача, стоящая перед предприятиями госсектора, - сохранение рабочих мест и своевременная выплата зарплаты. Остальные показатели, в неимоверном числе доводимые предприятиям, при наличии проблем либо рисуются, либо обеспечиваются ценовыми фокусами, либо корректируются.

По сути, власть превратила Минпром в филиал собеса. И пока жареный петух кризиса не клюнул, все разговоры о техперевооружении предприятий, повышении их конкурентоспособности и т.д. на уровне разговоров и оставались. И еще оставались мечты о каком-то замечательном инвесторе, который подарит свои деньги и не забудет об их возврате. Не сумев обеспечить условия для создания дополнительных рабочих мест в промышленности и не сформировав источники инвестиций, озабоченная исключительно текущим потреблением и социально-политической тишиной, власть стратегически обрекла промышленность на гниение. Потребительское отношение руководства республики - вот действительная причина кризиса нашей промышленности.

Отсутствие промышленной политики - тоже политика. Только гнилая. Все наши конкуренты оптимизируют расходы, лезут на любые рынки, организуют аутсорсинг и кооперацию, внедряют новые технологии. А мы, с дедовскими станками и технологиями 1960-х гг. - за социальную стабильность. Но не такой же ценой! В конце концов, население нашей страны голосовало за рыночную экономику. А роз без шипов не бывает. В рынке всегда кому-то приходится несладко. Помогать ему надо, но не ценой разбазаривания национального капитала.
Добавить комментарий
Проверочный код