Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№42 (714) 26 октября 2009 г. Экономика

Каждой Василисе - по Ивану-царевичу

26.10.2009
Окончательный анализ

Александр САМАНКОВ

Правительство и в 2010г. намерено сохранить практику доведения до отечественных предприятий планов по росту объемов производства. Между тем прогноз на следующий год предусматривает два сценария - базовый и целевой. Диапазон роста ВВП - от 2-3% в первом случае до 11-12% во втором. Что будут доводить до предприятий и можно ли это вообще назвать планом, остается неясным.

Нынешняя система планирования уходит своими корнями в экономический опыт СССР. Тогда до предприятий доводилась конкретная номенклатура производства продукции и ее распределения между получателями. Составлялись многочисленные схемы товарных потоков, и дебет сходился с кредитом в тысячах подготовленных в министерствах таблиц, а не на прилавках магазинов. Человеческие потребности оказалось невозможным «оцифровать» и «обумажить».

При разработке белорусской системы планирования советский негативный опыт был частично учтен. Экономисты предлагали перейти к индикативному планированию, суть которого в том, чтобы предприятия были сами заинтересованы в максимальном получении прибыли. Задача властей сводилась бы к созданию максимально благоприятных макроэкономических условий для эффективной работы предприятий. С этой целью директивные показатели были заменены прогнозными.

В первые годы белорусской самостоятельности прогнозные показатели не были обязательными для исполнения. Однако экономическая система постепенно дрейфовала в сторону усиления администрирования. Для почти 50 тыс. чиновников нужна была работа, тонкие методы экономической настройки и эффективные экономические инструменты госрегулирования были вытеснены. «Элегантные» политические победы не подкреплялись элегантными методами управления экономикой. Зачем думать самому, если можно приказать думать подчиненным, которые передавали поручение по цепочке, и все замыкалось на субъекте хозяйствования.

Получилось как в сказке о Василисе Прекрасной: царь велел женам своих сыновей к утру соткать ковры - жены старших сыновей приказали это сделать горничным, те - «половым» девкам, а те - отставному солдату. В итоге царь один ковер отправил на конюшню, а второй - в сени ноги вытирать.

Планирующих чиновников у нас оказалась армия, а на предприятиях остались батальоны с пустыми карманами. Какая разница для чиновника, какой ценой достигнут рост? Главное - отрапортовать об увеличении не сложно рассчитываемых качественных, а объемных показателей. Это как в армии: главное - подход, отход, фиксация. В результате за выполнение прогнозных показателей с руководителей стали спрашивать, как за выполнение директивных. Произошел возврат к административному планированию.

Основной недостаток сложившейся системы в том, что она не нацелена на повышение конкурентоспособности белорусских товаров и обновление выпускаемой продукции. Пока есть сбыт, нет стимула улучшать потребительские свойства товаров. Необходимо постоянно думать о наращивании объемов выпуска устаревающей продукции. Затем наступает падение сбыта, т.е. «переправа» и осознание необходимости «смены лошадей».

Белорусская модель пытается опровергнуть утверждение, что лошадей на переправе не меняют. Меняют, только не считают понесенные при этом затраты. При такой системе невозможно добиться положительного сальдо во внешней торговле. Не поможет никакая борьба с потребительским импортом. Практика планирования стимулирует рост импорта при чрезмерных темпах строительства жилья. В пример ставятся страны, которые во времена кризисов много строили. При этом замалчивается тот факт, что этим странам не приходилось привлекать извне валюту. У нас же стремительные темпы роста стройотрасли легли дополнительным налогом на всех экспортеров.

Вот здесь бы посчитать эффективность. И потери экспортеров при обязательной продаже - купле государству заработанной валюты, и проценты за привлекаемые зарубежные кредиты, и негативные последствия от гигантского бюджетного льготного жилищного кредитования, и т.д.

Увлечение количественными показателями походит на навязчивую идею, фетиш. Например, развитые экономические государства всегда демонстрируют относительно низкие темпы роста ВВП, но их население живет все лучше. Лучше в т.ч. потому, что на ту же зарплату можно со временем купить товары с новыми или улучшенными потребительскими свойствами, воспользоваться более качественной услугой, разнообразнее отдохнуть.

Более того, в мире зреют совершенно новые подходы к оценке экономики. Лауреат Нобелевской премии по экономике, экс-председатель Совета экономических консультантов при президенте США, бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц убежден в том, что правительства ведущих стран мира должны сконцентрироваться не на ВВП, а на реализации мер, необходимых для роста процветания их держав.

Находит такой подход понимание и у политиков. Президент Франции Николя Саркози высоко оценил исследования американского ученого: в одном из своих выступлений он сказал, что акцент на ВВП в качестве основного показателя процветания способствовал началу финансового кризиса. Саркози распорядился, чтобы статистическое агентство Франции интегрировало результаты исследований Стиглица в свой экономический анализ.

Долго ли нам искать свою Василису, которая бы сама соткала отменный ковер? Но даже найти ее мало. Надо еще и уберечь кудесницу от Ивана-царевича, которому взбредет в голову сжечь ее лягушечью шкурку.
Добавить комментарий
Проверочный код