Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№40 (712) 12 октября 2009 г. События. Оценки

Пошить костюмчик новенький

12.10.2009
Перекройка налоговой системы



Беларусь занимает последнее - 183-е - место в мире по качеству налоговой системы. Она является этакой старомодной, потрепанной и тесной одеждой на теле нашей экономики. Особенно сильно это ощущается на фоне безупречных и модных костюмов главы Минфина Андрея Харковца, в которых он появляется на публике.

Минфин предлагает в 2010г. повысить ставку НДС с 18 до 20%, сократить срок возврата этого налога и освободить от его уплаты предприятия по оказанию социально значимых услуг. Предлагается также отменить сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции и налог с продаж товаров в розничной торговле. Побуждения вроде бы благие - рационализация налоговой системы. По словам Андрея Харковца, в результате отмены этих налогов «даже с учетом предлагаемого повышения ставки НДС в распоряжении плательщиков останется около Br900 млрд. оборотных средств предприятий».

(На фото: Безупречному с точки зрения стиля Андрею Харковцу предстоит избавить страну от статуса самой худшей в мире по качеству налоговой системы)

Однако министр признает, что у отдельных предприятий могут возникнуть проблемы с пополнением оборотных средств: «Такая потребность существует, это безусловно. И нам надо ответить на вопрос, где их взять». Ресурсов, которые останутся в распоряжении предприятий после сокращения других налогов, может не хватить для покрытия возросшей ставки НДС. Поэтому Минфин предлагает сократить срок возврата этого налога с 1 месяца до 5 дней, а также предоставить предприятиям рассрочку по уплате суммы повышенной ставки НДС. Это, считает Харковец, позволит «покрыть все возникающие вопросы в экономиках предприятий».

Увеличение ставки НДС по-разному повлияет на экономику предприятий - в зависимости от их специализации. В первой группе - экспортеров, имеющих нулевую ставку, - останется нерешенным главный вопрос - сроки приема к зачету российского НДС, которые составляют 3-4 месяца. Именно это является главной причиной отвлечения оборотных средств экспортеров. Промежуточным решением может стать вариант, когда НДС принимается к зачету в следующем месяце после факта экспортной поставки, с корректировкой расчетов в случае неподтверждения уплаты НДС в России в течение 3 месяцев.

Вторая группа - предприятия, которые имели ранее льготы по уплате сельхозсбора и фактически налог не уплачивали, так что решение об отмене этого сбора не добавляет им ресурсов. Предлагается реализовать механизм рассрочки уплаты суммы повышенной ставки: на 2 месяца с момента возникновения потребности в таких ресурсах предоставляется отсрочка и на 4 месяца - беспроцентная рассрочка с выплатой равными частями. Импортеры уплачивают 18% НДС сразу по прибытии товара на таможенную территорию Беларуси. Однако сможет ли рассрочка оставшейся относительно небольшой суммы компенсировать потери предприятий? Ведь фактически для предприятий послаблением будет только отмена сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, который составляет 1% валового дохода. Расчеты показывают, что предприятиям все же придется привлекать значительные дополнительные средства.

Третья группа - это предприятия, оказывающие социально значимые услуги и имеющие очень высокую долю добавленной стоимости (парикмахерские, прачечные, химчистки и др.). Их предлагается освободить от уплаты НДС.

Закрадываются сомнения в искренности прозвучавших заявлений. У предприятий по задумке останется дополнительно Br900 млрд. оборотных средств. Тогда почему глава Минфина считает, что предложение увеличить ставку НДС в 2010г. вносится «для сохранения объема бюджета в реальном выражении на уровне текущего года»? Нелогично для Минфина что-то отдать для того, чтобы сохранить ресурсы. Для снижения складских запасов предприятия могут пойти на снижение цен на величину упраздняемого сбора. Поэтому будут ли у производителей дополнительно Br900 млрд. - вопрос открытый. А вот НДС придется платить при любом раскладе.

Основная трудность прогнозов на следующий год - отсутствие предсказуемой налогооблагаемой базы. Если правительство в следующем году вновь заставит предприятия работать на склад, то мы будем наблюдать несоизмеримый рост «импортного» НДС по сравнению с упразднением одного сбора.

Изначально правительство планировало повысить НДС с 18 до 22% еще в середине года и снизить ставку налога на прибыль с 24 до 20%. Такая мера, наряду с поддержкой экспортеров, задумывалась с целью увеличения затрат компаний-импортеров, что в итоге привело бы к сокращению импорта в страну. Однако инициатива Минфина не вызвала энтузиазма у белорусских предприятий и не нашла поддержку в администрации президента. В свое время помощник президента Сергей Ткачев прислушался к мнению «копателей», т.е. практиков. А замглавы администрации Леонид Анфимов на заседании Совета по развитию предпринимательства в конце июня заявил, что «разработчики этого проекта пророчат светлое будущее предприятиям, но многие в этом случае до него просто не доживут». Минфин считает, что светлое будущее все же достижимо. Главное, чтобы костюмчик хорошо сидел.
Добавить комментарий
Проверочный код