Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№40 (712) 12 октября 2009 г. Личный вкус

Академический бонус

12.10.2009
камерТОН

Максим ИВАЩЕНКО

4 октября в Минске стартовал IV международный фестиваль Юрия Башмета. С 5 по 10 октября фестивальным событиям был отдан Большой зал Белгосфилармонии, в торжественные дни открытия и закрытия - сцена Национального театра оперы и балета. Основную оркестровую нагрузку, как водится, взяли на себя местные резервы: Государственный симфонический оркестр, Президентский оркестр и оркестр Национального театра оперы и балета. Большая же часть концертов фестиваля Юрия Башмета прошла без непосредственного участия Юрия Башмета как такового, а концерт «Галина Вишневская представляет» - даже без Галины Вишневской. На этом фоне концерт фестиваля, состоявшийся 6 октября, сулил больше всего встреч со звездами и музыкой.

Народный артист СССР Виктор Третьяков (скрипка) принимает участие в минском фестивале Юрия Башмета уже в третий раз. Традиционно его выступление становится для минчан событием грандиозным и в чем-то даже неожиданным. Об этом свидетельствовали и переполненный Большой зал, и массовый отток слушателей после завершения выступления Третьякова в первой части второго отделения.

На этот раз в Минск Виктор Третьяков приехал с «Концертом N1 соль минор» Макса Бруха - сочинением, однажды и навсегда выбранным тайными силами, ведущими репертуарную политику во всем мире, для тоталитарной репрезентации вклада Макса Бруха в сокровищницу классической музыки. Почему даже Виктор Третьяков покоряется могуществу этих неведомых злодеев и выбирает именно такого Бруха?

Отвечая когда-то на вопрос российского корреспондента, почему сегодня был представлен тот концерт Брамса, а не иной, Третьяков очень просто ответил: «Это один из самых любимых моих концертов. Исполняя его, мы понимаем друг друга - и с маэстро, и с оркестром. И это доставляет мне искреннее удовольствие». На такое же удовольствие, но с первым концертом Бруха, могли рассчитывать на этот раз и Виктор Третьяков, и минские любители классики. На фоне ровной, максимально близкой к усредненному варианту исполнения «Концерта N1» игры Государственного симфонического оркестра Третьяков играл как настоящий демон. Прочувствованная скрипкой Третьякова глубина драматизма романтических образов концерта запросто могла стать для любого человека в зале настоящим откровением. Это было именно то проявление силы исполнительской репрезентации, которое позволяет музыке XIX в. и более поздней безраздельно царить на музыкальной сцене века XXI.

Тогда остается загадкой, почему многие, послушав Бруха Третьякова, не остались слушать увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра. Выбор и работа дирижера Александра Анисимова - это ведь тоже выбор и работа человека, который, судя по его репертуарной политике, просто очень искренне любит творчество Петра Ильича.

В первом отделении был представлен и почти радикально противоположный пример решения репертуарного вопроса: концерт для альта и малого симфонического оркестра Пауля Хиндемита на темы старых немецких народных песен - Der Schwanendreher (1935г.). Здесь исполнитель вряд ли мог тягаться с глыбой авторского языка. Хиндемит, завершивший Der Schwanendreher - это, конечно, еще не Хиндемит - автор «Художника Матисса», но уже композитор, получивший ярлык «атональный шумовик» от рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Гостья фестиваля Юрия Башмета, солистка Димут Поппен (альт, Германия), как раз и сделала ставку на максимальную точность передачи музыкального материала при минимальном артистизме, обычно ожидаемом от именитых гостей.

Фестивальная программа впервые проходила одновременно с концертами организованной Юрием Башметом международной Молодежной музыкальной академии СНГ в Минске. На фоне сбывшейся мечты Башмета о фантомном международном бизнес-институте, где именитые профессора делились бы опытом с молодыми музыкантами, фестивальной программе легко можно простить ее сверхэклектику и малоэпичность. Как демонстрационно-развлекательный лингафонный материал к курсу Молодежной музыкальной академии СНГ фестиваль Юрия Башмета определенно удался.
Добавить комментарий
Проверочный код