Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№40 (712) 12 октября 2009 г. Личный вкус

CD-обзор

12.10.2009
 
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

* «Без Билета». Africa * НOM. Превыше всего

«БЕЗ БИЛЕТА». AFRICA. West Records, 2009

Раньше «Без Билета» были немножко инди-группой и альбомы выпускали слегка растрепанные. Теперь в их творчестве настала кромешная ясность: они воздушные светлые парни не от мира сего. «Без Билета» не боятся выходить на широкую аудиторию - нет ничего стыдного в том, чтобы пытаться говорить со всеми, а не только с теми, кто с тобой «на одной волне». Они могли уйти в дремучий инди-рок, но выбрали жизнь на виду и негу в лучах солнца и всенародной любви. Виталий «Артист» написал крутую мелодию (хит-песня «Африка» с привязчивым припевом «О-о-о, Африка-а!») и еще много песен на эту же мелодию. Во многих треках альбома хочется подпеть: «О-о-о, Африка-а!» В этом смысле альбом можно считать даже концептуальным - полнейшая Африка. О-о-о, разумеется.

Но что в этом плохого? Группа записала идеально ровный альбом, без углов, без поисков: легкие танцевальные ритмы а-ля world music, самба-латина, полуджаз, полурегги, воздушное настроение, как у ранних Coldplay и поздних, простите, Uma2рман. Все давно найдено, обдумано: Тибет рифмуется с Диснейлендом, почти в каждом тексте есть небо и солнце, босиком и нагишом. Чувствуется, что «Без Билета» научились просто высказывать простые вещи.

Песни альбома посвящены белорусскому климату и воспевают тоску белоруса по далеким жарким странам: без солнца невесело, танцуй и пой, далекие южные порты… В этом смысле замечателен клип «Африка» - парни танцуют в Африке, а на самом деле это микрорайон Минска. Группа демонстрирует абсолютную чистоту помыслов: диск не то чтобы ни о чем - о чем-то далеком, неясном, об Африке, романтике, дружбе, отъездах и возвращениях.

Положа руку на сердце, спросим себя: а не скучноватый ли альбом получился? Может, и скучноватый. Но не к этому ли стремилась группа, которая когда-то сочиняла шизофренические концепт-треки про северные вертолеты и солнышко на чердаке? Пожалуй, именно к этому. В России этот диск, скорее всего, станет успешным - только надо сделать еще несколько клипов.

НOM. ПРЕВЫШЕ ВСЕГО. Концерн «Группа СОЮЗ», 2009

Давние фанаты отзываются на свежайший альбом легендарного питерского коллектива затейников-абсурдистов резковато. Хотя диск записан в «максимально полном составе» (помимо Ливера во многих песнях солирует Сергей Кагадеев, не говоря о бенефисе замечательной певицы Вари Зверьковой, взявшей на себя партию вокала в песне «Обезьяноид»). Тогда почему отзывы неоднозначные? Пеняют лирикой - очень уж много остросоциальной сатиры на Россию. Даже когда НОМ просто поют про «в ресторане, в ресторане, а там гитары, а там цыгане», становится страшно и понятно - вот она, Россия, во всей ее метафизической жути. А вот когда они поют про «Шамильку Басаева» и о том, как «пробуксовывает ЖКХ» - тут уже не Россия, а непонятно что.

В альбоме больше смешного и добродушного, чем жуткого и сюрреалистичного. Более того, он прямолинейный и понятный (например, строчки «Дайте мне познание мирового духа, остроту сознания, зрения и слуха!»). Все изменения коллектива НОМ не могут быть конъюнктурными: да, диск немного другой, но только в свете прошлых альбомов - индустриального, минималистичного и сильнейшего «Более мощный» и абсурдистского «Очень отличный концерт».

Звучание коллектива тоже стало более «полным»: аранжировки почти симфонические, с гитарными соло и угрожающей полновесностью клавиш, в припевах вступает слаженный мужской хор, на фоне которого пробивается яростное девичье сопрано Зверьковой. НОМ верны прежней концепции - космизм и идейную мощь они соединяют с сюрреалистическими зарисовками действительности; парады планет - с бесами и чертями, а многогранную и сложную для восприятия музыку - с простыми мелодиями (которые порой превращаются в сумасшедшие арпеджио). Они пробуют и новые жанры - регги («Пом-пом»), тяжелый гитарный рэп-панк («Энтузиасты») и детский панк-рок («Ночь разума»). Тут есть и классическая НОМ-песня «Дед Мороз» - о какой-то русской народной придури; есть и надрывнейшая леденящая баллада «Подшиток», описывающая страдания человека, лишенного любимой зависимости. Не менее грустна и песня «Обезьяноид», где от лица «племени молодого, краснозадого и злого» группа резюмирует, что только наши дети или внуки «станут, может быть, людьми»: печальный реверанс эволюции. Обезьяноид, который «на коленочках убого рисует себе Бога, сатанея от любви», эволюционирует в замученного бессмысленными метафорами любовных отношений героя-поэта: «Черным снегом злобы запорошен, желудь мести зреет и зовет. Но стоит в хлеву забвенья лошадь и овес корректности жует». В припеве, когда Андрей Кагадеев начинает яростно рифмовать «метрдотели моей души» с «из углов поползли недоверия вши!», музыка НОМ начинает приятно напоминать «индустриальный» период их творчества, вдохновленный группами Laibach и Residents. В целом диск получился удивительно цельным, жутко цветастым и насыщенным оттенками - минимализм прошел!
Добавить комментарий
Проверочный код