Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№40 (712) 12 октября 2009 г. Экономика

Валентин Лабунский*: «Продюсеры - не клерки»

12.10.2009
Антикризис



«БелГазета» продолжает цикл публикаций о состоянии белорусской экономики в условиях мирового кризиса, авторы которых не журналисты, а представители частного бизнеса и госсектора

- Несмотря на то что я являюсь директором культового белорусского ансамбля «Белорусские песняры», живу в Москве. А в Беларуси у меня очень хорошие, годами наработанные рабочие связи. По большому счету я не думаю, что в России все обстоит как-то иначе - разве что с поправкой на местность: там свой Голливуд, здесь - свой.

Системный подход к продюсерству, о котором говорит министр культуры Беларуси Павел Латушко [«Если мы хотим видеть шоу-бизнес, то необходимо говорить о системе продюсерства в Беларуси. Это то, что будет способствовать развитию эстрады и кино», - заявил министр на пресс-конференции 5 октября. - «БелГазета»] - это, конечно, кибернетика, чего там говорить. Как здесь разглядеть системный момент, как на уровне алгоритма вычислить какие-то деяния, шаги и манипуляции в продюсерском деле? Это то же самое, что говорить о смысле жизни. Вот есть таблица умножения, где дважды два - четыре, а такой науки, как продюсерство, нет. Я понимаю - кругом структурное обустройство; даже в американском Голливуде все отстроено, выстроено и систематизировано. Но когда министр ставит такую задачу - это носит окрас номенклатурного подхода и номенклатурного восприятия. Я понимаю, он государственный человек, он ставит своему аппарату задачу: «Вот, ребята, думайте. У вас есть неделя, месяц и т.д. - и давайте мне программные предложения, что надо сделать». А при такой постановке вопроса, если бы я выдал какой-то конкретный конструктивный ответ, то мне бы цены просто не было. Видимо, было какое-то совещание, где министр стучал кулаком по столу или водил указкой по доске. Дело хорошее, но я сразу претендовал бы на Нобелевскую премию, если бы в три секунды выбрал ответ, который одновременно устроил министра и поднял до небывалых высот уровень продюсерства в РБ.

Я согласен с заявлением министра, но тут нужно еще долго думать, анализировать. Опираться обязательно на опыт, статистику за пару последних лет, озарения - кое-какие идеи можно в хорошем смысле слова и у других «срисовать», где это поставлено на более профессиональную основу и шагает в ногу со временем. Есть в Беларуси люди, которые профессионально занимаются продюсерством - на месте министра я бы сначала установил с ними теплый рабочий контакт. У каждого из них - своя биография, свое портфолио; их мнение я бы учитывал.

Продюсерам самим по себе свойственно сбиваться в стаи, но это проходит без такого системного момента, как в колхозе. Любой колхоз до добра не доводит - это уже всем понятно. Продюсер не должен быть в колхозе - он должен быть коммуникабельным, постоянно совершать какие-то шаги, чтобы не допустить стагнации. Вот я - директор конкретной легендарной группы, а если взять какого-то вольного стрелка, который не ведет какой-то один коллектив, то его непосредственная работа - постоянно общаться с коллегами, с директорами артистов, с самими артистами, с радио и телевидением.

Безусловно, негласная система продюсерства уже существует. Плохой альтернативой ей было бы, если бы продюсер просто сидел дома и ждал, пока зазвонит телефон. Волка ноги кормят - цинично, но это именно так. Продюсер постоянно находится в движении и аккумулирует идеи. Первый попавшийся пример - группы «Белорусские песняры» и «Аракс». Две легендарные группы - у нас и у них юбилей. И у меня родилась идея, которую я совершенно безвозмездно подарил продюсеру «Аракса», - провести совместный концерт: один час играет «Аракс», второй час - мы. Этот концерт прокатывается по крупным городам, мегаполисам, где есть либо цирк, либо Ледовый дворец. Проза жизни, а вот продюсеры ею занимаются, что-то постоянно выдумывают.

Как можно этих несчастных продюсеров заставить к 9 утра приходить на работу, сдавать пропуск на проходной, сидеть в кабинете с 28 другими продюсерами, каждый за своим столом и компьютером, чтобы шел рабочий процесс? Продюсеры не клерки, так не бывает.

В отношении фестиваля «Славянский базар» - да, здесь нужно что-то системно менять. Должен быть выбран хозяйствующий субъект, отвечающий за претворение в жизнь всех мероприятий, которые имеют место быть на «Славянском базаре». В первую очередь - в хозяйственном отношении, а уже потом - в творческом. Вот решили, например, что в этом году будут артисты такие-то и такие-то - из России, Беларуси, Европы. Решили - сделали, это несложно.

С точки зрения профессионала и обывателя (с позиции которого не помешает время от времени смотреть артистам и продюсерам), я бы более трепетно, даже въедливо относился к составу участников. Сейчас фестиваль просто девальвируют, мельчает это дело. Я вспоминаю 1994г., когда на 25-летие «Песняров» в рамках «Славянского базара» был сольный концерт. Для меня это был эталон.


*директор ансамбля «Белорусские песняры»
Добавить комментарий
Проверочный код