Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№40 (712) 12 октября 2009 г. Экономика

Не бизнес - сказка!

12.10.2009
Очевидное и невероятное

Александр ОБУХОВИЧ

Все говорят: «Бизнес, бизнес!» А ведь бизнес очень разный, и у каждого бизнеса свои интересы и требования к государству. Например, рост зарплат в интересах импортеров и поставщиков услуг, но совсем не в интересах экспортеров. Каждый год все постсоветские государства ставят задачу «улучшить условия для бизнеса». Для какого? И развитие какого бизнеса в интересах государства?

Интерес государства очевиден: как минимум поступление средств должно обеспечивать содержание госаппарата, нужды национальной безопасности, потребности здравоохранения, образования, соцрасходы. Все государства несут ответственность за то, чтобы уровень безработицы был приемлемым. Желательно, чтобы в стране были накопления, которые позволяли бы постепенно повышать уровень жизни населения. Уровень госрасходов складывается исторически и для небольших стран сильно зависит от положения дел у соседей: политически невозможно, чтобы уровень жизни населения был существенно ниже, чем у них. Для всех стабильных стран уже сформировался тот минимум ежегодных госрасходов, поступление средств под который правительству необходимо обеспечить любой ценой. Можно, конечно, в трудную минуту и взять взаймы, но и в этом случае нужно представлять, как долги отдавать.

А чем обеспечены расходы Беларуси на поддержание наших достаточно высоких социальных стандартов? Во всем мире сельское хозяйство либо дотационно, либо малоприбыльно. И Беларусь не исключение. На всем постсоветском пространстве госсектор промышленности убыточен и догнивает. И наш далеко не процветает. Во всяком случае, вклад в бюджет промышленных госпредприятий минимален. Но у соседей это - прямое следствие приватизации, изначально в госсекторе у них остались предприятия, не интересные частному капиталу. А в чем причина у нас?

Глядя на устойчивую работу госпредприятий Франции, Италии, Швеции, Бразилии и успехи Китая, говорить об изначальной ущербности госпредприятий просто нелепо. Очевидная причина - управление, точнее, изъятие накоплений у промышленности для финансирования соцпрограмм. Но ведь другие сектора экономики страны изначально не способны стабильно финансировать госнужды! Финансовый сектор слишком слаб, торговля и услуги тоже нужную сумму дать не смогут. Вот и живет наш бюджет на трех «китах» - переработке российской нефти, транзите и калийных удобрениях. И по всем трем позициям сумма поступлений нами не контролируется: доходы нефтепереработки зависят от доброй воли Москвы и мировых цен на нефть, калийных удобрений - тоже от мировых цен, объем транзита - от потребностей России.

С распадом советской модели социализма значительную часть обязательных расходов государства должен был бы покрывать частный капитал. А откуда у нас ему взяться? Крупных экспортных потоков сырья у нас не было. Ни своего, ни расхищаемого из России (можно вспомнить, что страны Балтии были в 1990-х гг. экспортерами меди и алюминия). Приватизация не проводилась. А сказки от Гайдара о том, что разбогатевшие «челноки» и торговцы из палаток массами вложат свои накопления в промышленность, - только сказки.

Не произошло этого ни в России, ни у нас. Во-первых, свои накопления торговцы большей частью из страны вывезли либо вложили в валюту и недвижимость. Во-вторых, фасовка-упаковка-отверточная сборка - это еще не промышленное производство. Скорее продолжение торговли. Современные рабочие места в промышленности стоят дорого - столько в палатке не заработаешь. Необходимый стартовый капитал на уровне магазин-парикмахерская-кулинария сегодня - уже больше $100 тыс. Для промышленности - даже не один миллион. Банковской поддержки частных промпредприятий практически нет. В-третьих, внутренний рынок Беларуси крайне узок, современное оборудование - высокопроизводительное и окупается только при нормальной загрузке.

Немногочисленные современные частные предприятия работают большей частью на экспорт. Соответственно, имеется зависимость от зарубежных партнеров, без которых этот экспорт не обеспечишь. А кризис как раз больнее всего ударил по самым современным нашим частным предприятиям: все они работали по аутсорсингу на Запад или Россию, все потеряли объемы и «зависли» с лизинговыми платежами.

Если считать стартом начало массового создания кооперативов, бизнесу на постсоветском пространстве исполнилось 20 лет. Большой уже мальчик, взрослый. Бизнес Беларуси развивался в нестандартных для постсоветских стран условиях административных гонений. Соответственно, развивался он здесь медленнее и несколько деформированно по сравнению с соседями. Крупных капиталов немного, частных промпредприятий - вообще единицы. Большинство из созданных частниками производств - не столько промышленные, сколько ремесленные. Маркетинг и контроль рынков сбыта - очень условные. Соответственно, пока частный капитал взять на себя серьезную нагрузку по поддержке бюджета не сможет.

Как и ожидалось, МВФ показал зубы: пошли требования реформ, приватизации, сокращения госаппарата. Принимать рецепты МВФ - смерти подобно: нигде в мире они до добра не доводили. Но вопросы-то они задают правильные. Не по средствам стране содержать такой госаппарат. Нельзя обойтись без реформирования госпредприятий, в нынешнем виде они конкуренцию не выдержат. А это опять высвобождение массы работающих, которых нужно как-то трудоустраивать.

Да, президент устроил разнос Кремлю перед российскими журналистами. Да, чиновники суетятся по заграницам, пытаясь «решать вопросы». Но все это не может заменить главного - необходимости для страны разработать основы промышленной политики и реального плана действий по ее реализации.
Добавить комментарий
Проверочный код