Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№40 (712) 12 октября 2009 г. Экономика

Не бизнес - сказка!

12.10.2009
Очевидное и невероятное

Александр ОБУХОВИЧ

Все говорят: «Бизнес, бизнес!» А ведь бизнес очень разный, и у каждого бизнеса свои интересы и требования к государству. Например, рост зарплат в интересах импортеров и поставщиков услуг, но совсем не в интересах экспортеров. Каждый год все постсоветские государства ставят задачу «улучшить условия для бизнеса». Для какого? И развитие какого бизнеса в интересах государства?

Интерес государства очевиден: как минимум поступление средств должно обеспечивать содержание госаппарата, нужды национальной безопасности, потребности здравоохранения, образования, соцрасходы. Все государства несут ответственность за то, чтобы уровень безработицы был приемлемым. Желательно, чтобы в стране были накопления, которые позволяли бы постепенно повышать уровень жизни населения. Уровень госрасходов складывается исторически и для небольших стран сильно зависит от положения дел у соседей: политически невозможно, чтобы уровень жизни населения был существенно ниже, чем у них. Для всех стабильных стран уже сформировался тот минимум ежегодных госрасходов, поступление средств под который правительству необходимо обеспечить любой ценой. Можно, конечно, в трудную минуту и взять взаймы, но и в этом случае нужно представлять, как долги отдавать.

А чем обеспечены расходы Беларуси на поддержание наших достаточно высоких социальных стандартов? Во всем мире сельское хозяйство либо дотационно, либо малоприбыльно. И Беларусь не исключение. На всем постсоветском пространстве госсектор промышленности убыточен и догнивает. И наш далеко не процветает. Во всяком случае, вклад в бюджет промышленных госпредприятий минимален. Но у соседей это - прямое следствие приватизации, изначально в госсекторе у них остались предприятия, не интересные частному капиталу. А в чем причина у нас?

Глядя на устойчивую работу госпредприятий Франции, Италии, Швеции, Бразилии и успехи Китая, говорить об изначальной ущербности госпредприятий просто нелепо. Очевидная причина - управление, точнее, изъятие накоплений у промышленности для финансирования соцпрограмм. Но ведь другие сектора экономики страны изначально не способны стабильно финансировать госнужды! Финансовый сектор слишком слаб, торговля и услуги тоже нужную сумму дать не смогут. Вот и живет наш бюджет на трех «китах» - переработке российской нефти, транзите и калийных удобрениях. И по всем трем позициям сумма поступлений нами не контролируется: доходы нефтепереработки зависят от доброй воли Москвы и мировых цен на нефть, калийных удобрений - тоже от мировых цен, объем транзита - от потребностей России.

С распадом советской модели социализма значительную часть обязательных расходов государства должен был бы покрывать частный капитал. А откуда у нас ему взяться? Крупных экспортных потоков сырья у нас не было. Ни своего, ни расхищаемого из России (можно вспомнить, что страны Балтии были в 1990-х гг. экспортерами меди и алюминия). Приватизация не проводилась. А сказки от Гайдара о том, что разбогатевшие «челноки» и торговцы из палаток массами вложат свои накопления в промышленность, - только сказки.

Не произошло этого ни в России, ни у нас. Во-первых, свои накопления торговцы большей частью из страны вывезли либо вложили в валюту и недвижимость. Во-вторых, фасовка-упаковка-отверточная сборка - это еще не промышленное производство. Скорее продолжение торговли. Современные рабочие места в промышленности стоят дорого - столько в палатке не заработаешь. Необходимый стартовый капитал на уровне магазин-парикмахерская-кулинария сегодня - уже больше $100 тыс. Для промышленности - даже не один миллион. Банковской поддержки частных промпредприятий практически нет. В-третьих, внутренний рынок Беларуси крайне узок, современное оборудование - высокопроизводительное и окупается только при нормальной загрузке.

Немногочисленные современные частные предприятия работают большей частью на экспорт. Соответственно, имеется зависимость от зарубежных партнеров, без которых этот экспорт не обеспечишь. А кризис как раз больнее всего ударил по самым современным нашим частным предприятиям: все они работали по аутсорсингу на Запад или Россию, все потеряли объемы и «зависли» с лизинговыми платежами.

Если считать стартом начало массового создания кооперативов, бизнесу на постсоветском пространстве исполнилось 20 лет. Большой уже мальчик, взрослый. Бизнес Беларуси развивался в нестандартных для постсоветских стран условиях административных гонений. Соответственно, развивался он здесь медленнее и несколько деформированно по сравнению с соседями. Крупных капиталов немного, частных промпредприятий - вообще единицы. Большинство из созданных частниками производств - не столько промышленные, сколько ремесленные. Маркетинг и контроль рынков сбыта - очень условные. Соответственно, пока частный капитал взять на себя серьезную нагрузку по поддержке бюджета не сможет.

Как и ожидалось, МВФ показал зубы: пошли требования реформ, приватизации, сокращения госаппарата. Принимать рецепты МВФ - смерти подобно: нигде в мире они до добра не доводили. Но вопросы-то они задают правильные. Не по средствам стране содержать такой госаппарат. Нельзя обойтись без реформирования госпредприятий, в нынешнем виде они конкуренцию не выдержат. А это опять высвобождение массы работающих, которых нужно как-то трудоустраивать.

Да, президент устроил разнос Кремлю перед российскими журналистами. Да, чиновники суетятся по заграницам, пытаясь «решать вопросы». Но все это не может заменить главного - необходимости для страны разработать основы промышленной политики и реального плана действий по ее реализации.
Добавить комментарий
Проверочный код