Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№40 (712) 12 октября 2009 г. Дом

Заёмщиков обставили

12.10.2009
мебелью белорусских производителей

Татьяна НИКИФОРОВА

Белорусские мебельщики, многие из которых потеряли на кризисе едва ли не каждого второго покупателя, решили самостоятельно стимулировать спрос на свою продукцию. Сразу несколько белорусских производителей запустили различные кредитные программы или вошли в программу льготного потребительского кредитования малообеспеченных граждан в госбанках страны.

Снижение расходов на обновление мебели белорусские производители почувствовали еще до того, как о кризисе в Беларуси стали говорить вслух. По словам начальника управления маркетинга ОАО «Гомельдрев» Виктора Гармашова, снижение спроса предприятие зафиксировало еще в июле 2008г. Отрицательная динамика быстро набрала обороты, и в октябре-декабре 2008г. рынок просел окончательно.

Наиболее трудная ситуация сложилась на внешних рынках. По данным Белстата, в январе-июле 2009г. экспорт белорусской мебели снизился на 44,8% к аналогичному периоду 2008г. - до 55,4 тыс. т (включая медицинскую). При этом просели в основном рынки стран СНГ, где продажи белорусской мебели снизились более чем на 50% - до 42,6 тыс. т, в то время как поставки в прочие страны белорусским поставщикам удалось удержать на уровне лишь на 14,2% ниже, чем в январе-июле 2008г. «На российском рынке за 9 месяцев т.г. мы потеряли около 40% к уровню 2008г. Очень сильно снизили продажи наши дилеры на Украине и в Таджикистане»,- рассказал Гармашов.

Как следствие, в январе-августе белорусские мебельщики сократили выпуск продукции на 25,3% к аналогичному периоду 2008г., в то время как складские запасы на мебельных предприятиях составили 127,7% к среднемесячному уровню производства.

По оценкам игроков рынка, сильнее всего продажи упали в верхнем ценовом сегменте, однако дизайнерские решения и технологии многих предприятий, ориентированных на выпуск элитной мебели, не позволили производителям оперативно переключиться на выпуск более экономичной мебели.

Разгружать склады отечественных производителей, как водится в Беларуси, решили всем миром. Рекомендовав национальным ведомствам поспособствовать экспортным продажам белорусской продукции, Совмин посчитал, что, например, Минобороны могло бы сбыть мебели на $23 млн.

Впрочем, не дожидаясь, пока внешнеэкономическая деятельность силовиков принесет свои плоды, мебельщики взяли курс на самостоятельное стимулирование спроса, прежде всего на внутреннем рынке. Так, «Пинскдрев», занимающий около 20% белорусского мебельного рынка и обеспечивающий около 25% экспорта отечественной мебели, ввел программу беспроцентного кредитования на покупку своей продукции. Согласно программе, при получении кредита на сумму до Br2 млн. на срок до 3 месяцев и до Br4 млн. на срок до 6 месяцев первоначальный взнос покупателя должен составить 35% от суммы покупки, а при кредитовании на сумму до Br5 млн. на срок до 9 месяцев и свыше Br5 млн. на срок до года - 50%.

По информации помощника гендиректора по СМИ ЗАО «ХК «Пинскдрев» Дмитрия Кириковича, с начала действия кампании 52% покупок мебели предприятия было осуществлено с привлечением беспроцентных кредитов. Кроме того, производитель провел несколько акций по распродаже мебели со скидками до 35-50%. «В результате за август наш товарооборот на внутреннем рынке вырос на 10% по сравнению с августом 2008г. На наборы кожаной мебели, например, цены на которые были снижены с Br6 млн. до Br4 млн., спрос был такой, что мы просто не успевали их производить», - поделился Кирикович.

«Гомельдрев» предложил покупателям мебели в своей фирменной сети рассрочку платежа на срок до 1 года в зависимости от суммы первоначального взноса. Активизировав развитие в Беларуси, предприятие нарастило в 2009г. свою долю на внутреннем рынке на 4-5 п.п. - до 5-7%.

Отдельные производители мебели вошли в программу льготного потребкредитования малообеспеченных граждан под 10% годовых, которая реализуется четырьмя госбанками. По информации «Беларусбанка», выдавшего более 80% всех льготных потребкредитов, мебель стала самым популярным объектом вложения кредитных средств, полученных по этой программе. На нее граждане истратили более 60% занятых в «Беларусбанке» финансов, или около Br1,9 млрд.

Однако если стимулирование внутреннего спроса позволяет в краткосрочной перспективе увеличивать продажи и снижать складские запасы, то на внешних рынках белорусские производители по-прежнему с трудом находят своего покупателя. Сейчас мебельщики активно наращивают собственную товаропроводящую сеть, отвлекая на это значительные средства. Игроки рынка отметили, что в последние месяцы мебельные рынки стран СНГ начали расти, но пока ситуация на них остается довольно сложной. Виктор Гармашов выразил надежду, что на уровень 2008г. спрос вернется осенью 2010г.
Добавить комментарий
Проверочный код