Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№38 (710) 28 сентября 2009 г. Тема недели

Из фриков в звёзды

28.09.2009
Народные youtube-герои - лучшая альтернатива телевидению

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Как-то мне случилось отвечать на вопрос о вездесущем «Волшебном кролике» - это песня-хит или интернет-мем? Оказалось, что существует настоящая проблема дефиниций - реальность, вытолкнувшая Интернет в разряд СМИ, не позволяет отделить жанр «сетевого прикола», популярного визуального анекдота от хита, шлягера, если речь идет о музыке.

Почему популярна та или иная песня? Потому что она «цепляет», вертится на языке, нелепо подвывает гулу электричек и маршруток рингтонами, превращается в универсальную цитату. Песня, ставшая популярной как видеоролик в Интернете, всегда обречена на двойственность - она нравится, потому что она такая дурацкая? Или нравится, потому что она такая талантливая? Где проходит грань между гениальностью и нелепостью, вызывающей смех и желание передать «видеоприкол» дальше, по всему контакт-листу вашего мессенджера?

Видимо, поэтому даже о «кролике» споры шли удивительные: одни утверждали, что мальчик гениален, другие предполагали в песне что-то сатанистское и цинично интересовались, «чем накормили ребенка». Народным массам (а Интернет сейчас, пожалуй, более народное СМИ, чем телевизор, во всяком случае, благодаря интерактивности) не очень нравится странное. Странное в искусстве - лучший повод похохотать, поглумиться, предположить в ежедневном рационе автора наличие психоактивных веществ. Раньше эта проблема не выходила за пределы маленьких дружеских кружков этих самых хохочущих эстетов. Интернет помог ей превратиться в тенденцию - сейчас даже существует такой термин, как youtube-star - звезда, загоревшаяся в Сети.

Может быть, это даже хорошо, что скудные возможности белорусского Интернета (белорусы в общей массе своей платят за трафик) не позволяют нам иметь собственных youtube-звезд. Хотя начинали мы одновременно со всем миром. Например, у белорусов есть звезды локальных сетей - ролики, кочующие посредством проводов и кабелей по всем микрорайонам. Первыми майклами джексонами и мадоннами локальных сетей стали парни из общаги одного белорусского вуза, сделавшие пародию на клип популярных тогда «Тату» «Я сошла с ума» (сюжет клипа незатейливый: двое грустных мальчиков моются в душе и артистично открывают рот под музыку - получается дико смешно). Идеальными youtube-звездами могли бы стать наши белорусские парни Саша и Сирожа (Сергей Михалок и Алексей Хацкевич), однако в какой-то момент им, кажется, стало скучновато выкладывать все свои многочисленные ролики в Сеть. Тем не менее их идеология - веселый стеб, подстраивающийся под аутентичность, - является основой сетевого успеха.

   Может быть, именно поэтому все youtube-звезды - немножко фрики. Немного странные. Если звезды, загоревшиеся в другой социальной сети, myspace (связанной больше с музыкой), действительно подписывают контракты со звукозаписывающими компаниями, герои визуального жанра вынуждены держаться в рамках интернет-прикола. Это тоже популярность - людям нравится «смеяться с дураков», чтобы чувствовать себя умными и ловкими. Но чтобы было и смешно, и интересно, youtube-хит должен основываться на парадоксе. Как это было, например, со Сьюзан Бойл, певицей, которую все звали «простушка Сьюзи». Попытав счастья в британском телешоу (аналог «Минуты славы»), нелепая и асоциальная пожилая леди из глубинки вначале вызвала у всех хохот своим желанием что-то спеть, а потом - оторопь и шок своим чистым, сильным голосом. В этом ролике присутствует все, необходимое для хита, - смешная завязка, нелепый герой, неожиданный поворот сюжета, драматичный финал (катарсис, зрители плачут). Лучшего способа удержать внимание человека в Интернете не существует - если не будет анекдота, парадокса и катарсиса в одном флаконе, никто этот ролик смотреть не будет.

Со временем случилось и вовсе что-то странное - в частности, на новейшей российской музыкальной сцене. Если вначале звездами youtube становились истинные фрики, то позже обнаружилось, что многие из них - неплохие музыканты. Петр Налич, над дурацкой песней которого - «гитаррр-гитаррр» - все хохотали, оказался талантливейшим музыкантом, собирающим большие залы. Николай Воронов, чуть ли не блаженный молодой композитор, играющий и поющий на синтезаторе песню «Белая стрекоза любви», собирает аншлаги в московских клубах, у него берут интервью (в которых Воронов предстает совершенно оторванным от мира, однако во взоре его блещет искра подлинной гениальности), его сравнивают с Курехиным. Хотя то, что у Курехина было точно продуманной игрой, у Воронова - чистая правда, искреннее творческое «я».

Зрители ищут во всем этом наивность, подлинность - пусть даже смешную и нелепую. Народные youtube-герои - лучшая альтернатива телевидению. По ТВ все, как известно, фальшивые. Городских сумасшедших и певцов потустороннего мира туда не пустят. Популярность на youtube - настоящая; 100 тыс. зрителей вряд ли досмотрят скучный и неталантливый ролик до конца. Телезрители же, пожалуй, досмотрят - зачем переключать канал, если на другом то же самое? На этой тяге массового зрителя к наивности и аутентичности можно делать огромные деньги. Хотя любопытно, кстати, стала ли бы, например, проводница Верка Сердючка мегазвездой, если бы она появилась в эпоху youtube и стала «раскручиваться» именно там?

Именно на этой «волне» стали популярными и такие откровенно «поддельные» проекты, как рэпер Сява, который выглядит как аутентичный хип-хопер из спальных районов. А вот странных девочек из группы «Лемондэй» (они тоже выложили в Сети видеоролики со своими более чем немудреными песнями) сравнивают с Янкой Дягилевой, жутко ругают, но тем не менее приглашают выступать на фестивали. Успешная youtube-звезда - это человек, выступление которого не дает возможности ответить на фундаментальный вопрос: «Это он шутит или серьезно?» Певец, о котором зритель, вдоволь похохотав над ним, вдруг скажет себе: надо же, а ведь он неплохо поет!

Наш «Волшебный кролик» - такой же. Он выпадает из реальности и стереотипов. Он великолепно выдерживает драматургию короткого ролика, где надо мгновенно заинтриговать зрителя, а потом целых три минуты удивлять его, чтобы внимание «не провисало»: цирк, шок и парадокс. Посмеявшись над тем, как мальчик прыгает под хардкоровые риффы, зритель вдруг слышит сакральное «Этис, атис, аниматис», спетое ангельским голоском, и понимает: а ведь мальчик великолепно поет! И дурацкий смех сменяется гордостью.

(На фото: Сьюзан Бойл и Юра Демидович - идеальные youtube-герои: немножко фрики, немножко странные, но в плане музыки просто великолепны)

Конечно, появление настоящих музыкальных звезд из youtube - это, скорее, исключение из правил. Тем не менее «БелГазета» рекомендует вам своих любимых звезд - детскую рок-группу «Климбатика», самостоятельно записывающую видеоклипы и выкладывающую их в Сеть. Эти школьники, в отличие от Юры Демидовича, действительно работают в жанре «дети вызывают дьявола» - и тем не менее в плане музыки просто великолепны.

Фото: daylife.com
Добавить комментарий
Проверочный код