Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№38 (710) 28 сентября 2009 г. Тема недели

«Говорить мне, что писать, опасно»

28.09.2009
 
Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ

Об исчезновении из эфира БТ разоблачительных сюжетов о демсилах, предстоящей замене песни-«калыханкi» Ирины Дорофеевой, контрпропаганде и «колхозной» доле эфира корреспонденту «БелГазеты» рассказал председатель НГТРК Александр ЗИМОВСКИЙ.

ШАГ ИЗ ОКОПА

- Почему с телеэкранов исчезла оппозиция?

- А она появлялась?

- До недавнего времени она появлялась гораздо чаще - ей посвящались зубодробительные пропагандистские фильмы, транслировались репортажи со съездов демсил с участием развеселых гомосексуальных сторонников перемен. Теперь дело ограничивается короткометражками вроде «Молодой фронт. Киднэпинг»…

- Сейчас идет перегруппировка сил в самой оппозиции. Старые герои уходят - появляются новые. Новые, видимо, еще не определились со своим взаимодействием с белорусским телевидением.

- Во время предстоящей предвыборной кампании у них будет шанс засветиться в эфире?

- Несомненно. Не уверен, что они сами будут создавать информационные поводы (смеется). Но шанс у них будет.

- Складывается впечатление, что в последнее время БТ уделяет мало внимания контрпропаганде. Те же торговые войны - например, молочная - с Россией освещаются вяло, не в дискуссионном формате…

- Поскольку вы не внутри процесса находились, может быть, вам показалось, что активной контрпропаганды не велось. На самом деле борьба велась очень острая - что касается отслеживания информационных сюжетов, их анализа, препарирования, донесения до населения.

Особенность информационной войны по поводу молока в том, что каждая страна вела ее на своей территории. Русская точка зрения была, возможно, предложена только в России, мы предлагали свою точку зрения своей аудитории. Может быть, только с использованием канала «Беларусь-ТВ» мы смогли до России донести свою точку зрения, там реальная аудитория миллионов 6 у него. По тем измерениям, которые мы проводили, там вполне позитивно принималась наша точка зрения. Хотя я не могу сказать, что СМИ выиграли молочную войну.

- А почему вы сами больше не появляетесь в эфире?

- У меня стало много другой работы - просто перестало хватать времени. Компания достаточно большая, три года были сложными, надо было все-таки придать определенную динамику, а это отнимает много времени. Если заниматься еще и ведением программы, то либо ты будешь плохо руководить, либо будешь делать плохую программу. Нельзя так разрываться.

Конечно, хорошо делать программу, когда ты начальник. Все условия! Другие ведущие не могут так капризничать, как руководитель канала. Сказал - сделают, поедут, снимут. Это технологически. А психологически тяжело - совсем не остается времени, ты разрываешься между экономикой телевидения и политикой этого телевидения. Нерезонно. Надо хорошо делать что-то одно. Все делать хорошо - это нереально.

- Но как только в государстве появятся острые проблемы…

- …Сразу из окопа шагну.

- Пока острых проблем не просматривается?

- Да я думаю, их и не будет. Кстати, я по радио часто с комментариями выступаю по острым темам. Радио не требует телекамер, студии, оборудования.

В ВЫСОКИЙ КАБИНЕТ НЕ СОВАТЬСЯ

- Интересно ваше блоготворчество на одном из белорусских порталов…

- Там не блог. Это просто колонка, как в газете.

- Не является ли она в некотором смысле сублимацией отсутствия свободы слова на БТ?

- Нет, сублимация - это вообще не из моего лексикона, это у вас по Фрейду, наверное, оговорка такая. Этот портал предоставляет дискуссионную площадку для всех. Я не скажу, что всегда высказываю там частное мнение. Но нередко это мнение не НГТРК, а именно мое частное. В этом формате мне нравится использовать те приемы, которые на ТВ невозможны - и в техническом плане, и в плане реализации. Далеко не каждую заметку, которую я написал, можно превратить в телерепортаж. Ее надо почитать, подумать или просто посмеяться. Это не сценарии - это просто мнение.

- Разве тезис вроде «Александр Лукашенко - премьер-министр РБ» мог бы прозвучать в эфире БТ?

- Конечно. В любой дискуссионной программе, куда я пришел бы в роли не ведущего, а участника. Скажем, если меня пригласят в программу «Ответный ход» и мы будем обсуждать политическую ситуацию. Часто назначается дата, а потом переносится: «Вот будет отчет правительства, там все обсудим». Вы наверняка слышали такие выражения из уст наших чиновников самого различного ранга. Поскольку отчета правительства нет, обсуждать пока нечего. Но если бы такой интерес возник, я пришел бы и как частное лицо высказал бы свою точку зрения. Она не кажется мне столь уж неразумной.

- Поступала ли из высоких кабинетов реакция на вашу точку зрения?

- У меня у самого достаточно высокий кабинет. Я из него могу сам звонить, реакцию спрашивать или свою демонстрировать.

- А вам не звонили?

- Нет, никто мне не звонит, ни о чем не спрашивает. И потом, говорить мне, что писать, - это опасно, можно нарваться на неприятный ответ. Поэтому лучше мне не звонить с глупостями, не соваться.

- На какую аудиторию рассчитаны ваши тексты? Судя по комментариям вроде «это очередной поток метафор от придворного поэта в духе куртуазного маньеризма», не все читатели портала вас понимают…

- Когда я взялся за это дело, я вообще не рассчитывал на читателя, ни на какую реакцию не рассчитывал. Писатель пописывает, читатель почитывает. Это не личный дневник, я связан определенными рамками, как любой журналист, который пишет в газету. Там нельзя самовыражаться с использованием всего спектра известных выражений, а также с использованием всего спектра оценок, которые можно дать своим читателям, друзьям и недругам. Я не пишу для того, чтобы кого-то эпатировать, вовлечь в круг своих приятелей или довести до белого каления. Я просто веду колонку.

В печатных СМИ письмо читателя приходит, когда газету уже подшили и сдали в библиотеку. А здесь все очень быстро, хороший способ прозондировать реакцию читателей. Но зондировать реакцию читателей даже моей колонки - это не моя задача. Я примерно понимаю, как они настроены и почему. Но переубеждать их, агитировать, что-то пропагандировать не собираюсь.

АНТИПОД ИНТЕЛЛЕКТУАЛА

- В определенных кругах у вас имидж интеллектуала, ваши тексты насыщены историческими параллелями и цитатами на иностранных языках. Не кажется ли вам, что сложно быть интеллектуалом, просто ретранслируя точку зрения властей, не обладая достаточной свободой?

- У меня никакого имиджа интеллектуала нет. И я бы даже обиделся, если бы меня назвали интеллектуалом. Это не мое амплуа, и я не очень люблю эти термины - интеллектуал, интеллигент. Они являются своего рода моими антиподами.

- А как бы вы себя определили?

- Я просто пишу.

- И вам вполне хватает свободы для самовыражения?

- На колонке портала?

- Скорее на белорусском телевидении...

- Да, вполне хватает.

- На журфаке БГУ из поколения в поколение пересказывают легенду, будто во время лекции вы сказали: «Да, я политическая проститутка»

- Если это легенда, это хорошо, а вообще, цитата звучала так - «Да, я политически ангажированный журналист».

- Ходят слухи о том, что вы намерены уйти в президентскую администрацию…

- Мне таких предложений не делали, а сам я не собираюсь.

- Президент недавно выразил недовольство гостелеканалами…

- Нет, по поводу гостелеканлов он не выражал никакого недовольства, он высказывался довольно остро по «Евровидению». Известный провал Елфимова. По счастью, мы не несем за него никакой ответственности, там действовали внешние силы, покровители Петра, поклонники его талантов. Поклонники пожали все, что им положено. А то, что проект передан в руки ОНТ, я могу только приветствовать. Они не загружены политвещанием и могут сконцентрироваться на развлекательной части.

- Как кризис коснулся БТ, что произошло с рекламой?

- Объемы не снизились, я имею в виду в денежном выражении, а с поправкой на снижение курса на 20%, естественно, падение долларового эквивалента мы ощутили. Что касается объемов рекламы в хронометраже, мы его сознательно сокращаем. Просто каждый раз пересматриваем расценки, и поэтому рекламы физически по времени стало меньше в эфире, но деньги мы не потеряли.

ЮМОР С ВЫПУЧЕННЫМИ ГЛАЗАМИ

- Вы довольны молодым кадровым составом БТ? После того как канал включился в процесс разгрузки складов, на него жалуются руководители предприятий. Мол, приедут, наведут шухер на складе, накормишь их, а пользы никакой…

- По счастью, за разгрузку складов я не отвечаю! Только показываю, как там она - провалена или, наоборот, семимильными шагами разгружаются склады. Если директора предприятий считают, что те, кому поручено отвечать за разгрузку складов, ее провалили, они могут апеллировать к деятелям, которые провалили. Мы всего лишь показываем ситуацию такой, какая она есть.

Директорам что не нравится? Что молодые журналисты работают в духе агрессивного репортерства. Это то, чего всегда добивались мы, старики уже, - журналист в своем праве. Не то чтобы он ногой двери открыл на предприятие и сказал - ну-ка, позовите мне того-то и того-то, почему у вас тракторы здесь в четыре этажа выстроены?! Нет. Журналист пришел получить информацию. Не хотите давать - не давайте. Он сам снимет и все за вас расскажет. Но вам это не понравится.

- Согласны ли, что БТ в зрелищной части уступает ОНТ? Нередко звучит мнение, что по БТ показывают «колхозные пляски»

- Если какая-то компания претендует на то, чтобы показывать «Дажынкi» в следующем году, мы, конечно, будем с ней бороться, потому что считаем этот проект интересным. Если кто-то хочет показывать «Славянский базар», мы тоже просто так не отдадим его, это тоже серьезный кусок работы. Некоммерческий проект скорей благотворительный, его трансляции не окупаются, но мы его так и не позиционируем.

Что касается доли развлекательной или «колхозной», как вы выразились, мы никогда не ставили себе цель переориентировать канал только на развлекательный сегмент. Почему так происходит? У нас 60% собственного продукта. А там, где преобладает развлекательный сегмент, 80% - доля российского. Ну т.е. контент иной. Такой же, как в России или на Украине, где он приобретается. У нас контент - оригинальный. Ну не получается свое юмористическое шоу делать, так мы с натугой его и не делаем! Ну зачем этот юмор с выпученными глазами, когда мысль не рождается, а типа надо шутить? Как у соседей. Ну «чтоб как у людей было», как в Беларуси говорят. Там «развлекаловка» - «как у людей», а у нас работа стандартная, стабильная, коммерчески оправданная, но под другим флагом. Информационно-аналитическое вещание, хороший кинопоказ, хорошая документалистика.

- Почему решили убрать из эфира песню Дорофеевой к программе «Калыханка»?

- Я не знаю, мои дети выросли уже, я «Калыханку» не смотрел давно. Но, как только старая «Калыханка» была заменена на этот клип, появилось много жалоб, писем. Писали и те, кто в детстве ее слушал, реминисцентные такие вещи. Та «Калыханка» была, по отзывам тех, кто к ней прикипел, лучше.

И потом, если уж говорить без обиняков и откровенно, то был такой проект - тур Ирины Дорофеевой по Беларуси. Он был рассчитан на один год. Год прошел, если не прижилось за это время - уже не приживется.
Добавить комментарий
Проверочный код