Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
бетон Слепушкино
tubeton.ru
№38 (710) 28 сентября 2009 г. Личный вкус

Умные книги

28.09.2009
 
Александр ГРИЦАНОВ

* Сол Дж. Ролстон. Ублюдки Вольтера. Диктатура разума на Западе * Н.С. Автономова. Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман - Гаспаров

СОЛ ДЖ. РОЛСТОН. УБЛЮДКИ ВОЛЬТЕРА. ДИКТАТУРА РАЗУМА НА ЗАПАДЕ. - М.: АСТ: Астрель, 2008

Проповеди в пользу отказа разуму в его притязаниях на особый авторитет осмысленно осуществляются в современном западном мире уже более века. При этом аргументация и пафос подобных программ постоянно обновляются, неизменно восходя тем не менее к наиболее значимой фигуре: Вольтеру в статусе родоначальника традиции уничтожающей критики институтов церкви и монархии.

Эта историческая персона, по словам автора книги («канадского ученого и писателя, кавалера ордена Канады I степени»), в свое время сосредоточила внимание «на шести основных свободах - личности (от рабства), слова и прессы, совести, гражданских свободах, неприкосновенности частной собственности и праве на труд… Он стал создателем современного общественного мнения… Он вынудил даже власть имущих бороться по его правилам… Деспотическая власть церкви и государства стала вдруг выглядеть хрупкой, существующей лишь до первого серьезного кризиса. Сам же Вольтер купался в лучах славы. Лесть и обожание постепенно изнурили его, и он скончался».

В дальнейшем в произведении описываются угасающие амбиции разума: «Ряд грандиозных и мрачных событий в Европе… религиозные войны, диктатура Наполеона и ожесточенная промышленная конкуренция, являясь порождениями рационализма, стали серьезными испытаниями для западного общества. Изначальное упрощенное убеждение, что разум является моральной силой, постепенно превратилось в безысходное, оборонительное и оправдательное допущение. Двадцатый век, когда была засвидетельствована окончательная победа разума как силы, стал также свидетелем беспрецедентного разгула насилия и деформации власти… Мы… возлагаем вину за подобные преступления на иррациональные импульсы… [Но]разум - не более чем структура. А структуру легче всего контролировать тем, кто считает себя свободным от бремени здравого смысла и гуманизма». В таком подходе содержится основная мораль работы.

Неизбежность же деградации разумного начала человечества обосновывается на биологическом уровне: «Одомашненное животное неспособно приветствовать сомнение, не говоря уже о его принятии. Следовательно, то, чем обладает человек: язык, воображение, память, характер - качества, сулящие достоинство и знания - превращается в бремя, становится ужасающей тюрьмой».

Н.С. АВТОНОМОВА. ОТКРЫТАЯ СТРУКТУРА: ЯКОБСОН - БАХТИН - ЛОТМАН - ГАСПАРОВ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009

Наиболее квалифицированные эксперты отряда постсоветской философии, будучи захвачены врасплох экспансией постмодернистских культурных стратегий в 1980-90гг., стали наконец-то приходить в себя. Противодействие философии постмодерна начинает осуществляться на любимом поле ее классика Жака Деррида - в сфере литературоведения.

Автор книги - филолог по «базовому образованию», доктор философских наук и специалист по категориальному аппарату психоанализа - доказывает читателям, что воссоздание органичного союза «знака» и «значения», совсем недавно вроде бы безвозвратно похороненного идеологами постмодернизма, принципиально возможно и должно только приветствоваться.

«Открытая структура» - это специфическая метафора, призванная выступить условием и фундаментом междисциплинарных переходов, пространством выработки культурных и теоретико-познавательных соизмеримостей.

Цель текста - возрождение интереса к потенциалу русской филологии ХХ в.: Р. Якобсону, М. Бахтину, Ю. Лотману, М. Гаспарову.

Российские критики уже поспешили квалифицировать эту работу в статусе «манифеста реализма»: в основе познания вновь оказывается стремление понять реально существующий мир предметов. А в основание наук о знании возвращается модель «структурности».

Особо можно приветствовать в замысле исследования попытку возрождения идеала целостности мира и его знаковых описаний: так, согласно Якобсону, когда человек пользуется экспрессивными элементами, чтобы выразить гнев, иронию или радость, он, безусловно, передает субъективную информацию о себе. Для иллюстрации этой мысли Якобсон приводил пример из театральной практики Станиславского: на прослушивании во МХАТе режиссер предлагал актерам сделать из слов «сегодня вечером», меняя их экспрессивную окраску, 40 (!) различных сообщений. Аудитория же должна была понять, о какой ситуации идет речь только по звуковому облику этих двух слов. Таким образом, становилось ясно, что даже эмоциональные элементы изустного послания подлежат анализу на наличие в них определенной смысловой нагрузки.
Добавить комментарий
Проверочный код