Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№38 (710) 28 сентября 2009 г. Личный вкус

Да будет Свет!

28.09.2009
Меломания

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

20 сентября в Минской филармонии прошел концерт памяти белорусского музыканта Святослава Ходоновича, лидера группы Svet Boogie Band, которого не стало год назад.

Святослав, или Свет, как его все называли - музыкант, который не оставлял равнодушным никого. Он имел успех не только на международных блюзовых фестивалях и не только в блюзовых клубах - на его концерты шли, чтобы послушать его самого, а не блюз. Многие поклонники Svet Boogie Band и полюбили блюз только потому, что его любил Свет - не полюбить блюз, глядя на этого человека, было невозможно.

Свет был блюзменом N1 в Беларуси - это очевидно. Все остальные группы, играющие в его честь его песни, были искренними: сопереживали, передавали Свету привет и даже предполагали, что он «слушает их сейчас» или где-то там, на небесах, «играет с лучшими музыкантами мира». Но было заметно, что большинству из них чуть-чуть чего-то не хватает.

Свет был гармоничным, целостным, проживал на сцене каждую строчку. Это была музыка без единого недостатка - человек, ее исполнявший, обладал невероятной харизмой. В кавер-версиях белорусских групп чувствовалось - все хорошо, но многого не хватает. Свет отдал блюзу все - но без него блюз остался осиротевшим. Парадокс: все говорили о том, как Свет повлиял на развитие белорусского блюза; но без него это развитие теряет смысл. Он умудрился записать несколько потрясающих дисков и дать невероятное число удивительной энергетики концертов; пожалуй, это всё. И пожалуй, ни одна блюзовая группа не сможет это повторить - блюз сам по себе отличная музыка, но сам Свет был намного сильнее блюза. Не случайно одна из его последних композиций называется «На блюз уже нет времени» и записана в нехарактерном для него стиле фанк-лаунджа.

Поэтому на сцене филармонии состоялся именно вечер блюза - целостный и искренний. Ведущий Дмитрий Подберезский говорил со сцены теплые и очень личные слова - было заметно, что он до сих пор искренне переживает случившееся. После выступления группы Flat он даже пошутил: «Нехорошо, наверное, так говорить, но видимо, если бы не Свет, группа Flat никогда не вышла бы на сцену филармонии».

Надо отдать музыкантам должное - все они искренне старались отдать дань памяти творчеству Света. Зрителям очень понравилась милая девушка в желтой шляпке, Ирина Тищенко, и ее проект Miss Silence. Ирина спела веселую песенку Ходоновича «Big Fat Mama» как-то совсем бесхитростно и живо. Был в ней проблеск абсолютной искренности, близкой к наивности, - она даже не нашлась, что сказать про Света, смущенно объявив, что они «совсем молодое поколение», и пообещав «продолжать дело Света». Александр Цыганок, «отец-основатель гомельского блюза», по версии Подберезского, профессионально, но чуть механистично спел одну из ранних вещей Света - «Little T». Road Dogs спели «Bon Nuit» - самую грустную вещь Света, превратив ее в ритм-н-блюзовую балладу. Очень живым оказалось выступление саксофониста Павла Аракеляна. «Музыкант, честно говоря, такого же сорта, как и Свет», - признался Подберезский, видимо, имея в виду огненный темперамент Аракеляна. Павел со своей группой Outsiders не пел каверов, зато устроил настоящую феерию. Саксофон в руки он так и не взял: играл на рояле.

В абсолютный восторг привело зрителей выступление Blackmailers Blues Band, группы из Владимира, давних близких друзей Святослава. В память о друге они сыграли одну из самых зажигательных его композиций - «Look What You Get Girl», причем так же ярко и солнечно, как это делал Свет - казалось, если группа продолжит играть, то в конце концов все снова станет так, как прежде, и Свет окажется вместе с ними на сцене.

В холле филармонии была выставка фотографий Света. Грустный мим во фраке играл на флейте, мимы повеселее бродили среди фотографий (среди организаторов концерта - театральные режиссеры), продавались диски. Но в антракте зрители молча столпились перед огромным экраном в холле - там Свет играл, пел, подпрыгивал за роялем, дудел в гармошку, хохотал и улыбался зрителям.

Редко удается устроить концерт памяти так, чтобы он не выглядел излишне сентиментальным или официозным. Здесь все получилось так, как нужно. Группы играли, а иногда вдруг звучал записанный голос Света («Спасибо, очень приятно, добрый вечер всем! Я так рад вас видеть - давно, давно не был здесь!») - и было такое ощущение, что он где-то недалеко. Во время концерта на экран проецировались фотографии разных городов и стран, сделанные им, видимо, для того, чтобы зрители могли посмотреть на мир его глазами.

Сами участники группы Svet Boogie Band так и не выступили. Возможно, посчитали, что это будет слишком тяжело. Барабанщик группы Алексей Золотов выступил как часть бенда Сергея Курека. В финале на сцене все же оказались музыканты, в разное время участвовавшие в составах Svet Boogie Band: Павел Аракелян - за фортепиано, Алексей Золотов - за барабанами, вместе с крайне мрачным мэтром белорусской блюзовой сцены Артемом Кричевским. Это был единственный бенд, выступивший молча, не объявивший ничего и не произнесший памятных слов. Артем просто спел «Nothing But Love» - песню, которую они сочинили вместе со Светом. Спел туманно и грустно, не играя при этом на губной гармошке, хотя это его фирменный инструмент: просто стучал в тамбурин. Возможно, этим он хотел подчеркнуть отсутствие Света, сделав его зримым и ясным и в то же время настолько нелепым и противоестественным, чтобы позволить зрителю представить и поверить: сейчас на сцену вот-вот выбежит Святослав со своей губной гармошкой и начнет пыхтеть в нее, как сверхскоростной поезд, и зал загудит и завибрирует, будто перед землетрясением.

…Концерт назывался «Ничего, кроме любви» и не случайно начинался фрагментом пьесы Джона Леннона «Love Is Real», которую Свет в 2003г. сыграл на стареньком пианино. В финале концерта одно из произведений Света исполнил на органе мастер органной музыки. Это торжественное, монументальное и величественное гудение органа фактически было всего лишь отдаленным, тихим и черно-белым эхом этого старенького дребезжащего пианино из прошлого.
Добавить комментарий
Проверочный код