Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№36 (708) 14 сентября 2009 г. События. Оценки

Цены тронулись

14.09.2009
чтоб экономика не встала

Сергей ЖБАНОВ

Президиум Совмина санкционировал повышение цен на нефтепродукты, и концерн «Белнефтехим» незамедлительно издал приказ об увеличении отпускных цен в среднем на 10%. С 10 сентября стоимость бензина А-76 (Н-80) составила Br1900 за 1 л, АИ-92 - Br2470, АИ-95 - Br2780, дизтоплива - Br2220.

Слухи о зреющем в недрах правительства решении зациркулировали еще месяц назад. Поэтому у потребителей моторного топлива было как никогда много времени, чтобы морально подготовиться к росту цен. Задержка с решением была обусловлена необходимостью преодоления сопротивления Минтранса и Минсельхозпрода, а не заботой правительства о психическом здоровье потребителей в условиях экономического кризиса. Мотив для повышения цен на горючее был найден быстро - «убыточность его реализации». «В условиях изменившейся конъюнктуры на нефтяном мировом рынке компенсировать эту убыточность за счет экспорта нефтепродуктов нефтепереработчикам не удается», - пояснил анонимный источник агентству ПРАЙМ-ТАСС.

Проверить этот довод можно разными способами. Проще всего сопоставить белорусские отпускные цены на моторное топливо с динамикой мировых цен на нефть, которые сейчас находятся в коридоре от $70 до $75 за баррель. В сентябре 2007г., ставшего последним предкризисным годом, мировые цены на нефть находились в этом же диапазоне, в то время как в Беларуси 1 л бензина А-92 стоил Br2020, или $0,99 при официальном обменном курсе Br2145 за $1. С 10 сентября 1 л бензина А-92 стоит Br2470 ($0,88). Таким образом, «Белнефтехим» действительно оказался в проигрыше от январской девальвации и продолжает терять по $0,11 на каждом литре даже после состоявшегося повышения цен.

Правительство повысило цены на нефтепродукты еще раз в декабре 2007г. - в среднем на 4,7%. После чего 1 л А-92 стал стоить Br2120, или $0,98 при официальном обменном курсе Br2154 за $1. Тогда повышение цен власти объяснили ростом цен на российскую нефть, увеличением ставок таможенных пошлин, а также необходимостью обеспечивать привлекательность работы поставщиков нефтепродуктов на внутреннем рынке, т.е. мотивировали стандартными экономическими причинами. Тем не менее два года назад правительство и концерн можно было упрекнуть в экономическом «цинизме», поскольку госбюджет исполнялся с большим профицитом. Но сегодня, когда страна имеет дефицитный бюджет (0,6% ВВП за I полугодие 2009г.), повышение цен на моторное топливо выглядит вполне обоснованно.

Ведь из госбюджета выплачивались т.н. компенсации поставщикам российской нефти в размере 105-130% экспортной пошлины, позволявшие покрывать убытки от поставок топлива на внутренний рынок. С июля (после совещания у президента) власти, стремясь сократить дефицит бюджета ради выполнения рекомендаций МВФ, временно отказались выплачивать компенсацию поставщикам нефти. И на сегодняшний день состояние белорусского бюджета не улучшилось. Поэтому повышение внутренних цен на нефтепродукты выглядит лишь как скромная уступка правительства концерну «Белнефтехим», радикально не улучшающая условия поставки нефти в республику.

В полном объеме соблюсти экономические интересы поставщиков нефти можно будет только с помощью возобновления практики выплаты компенсаций в прежнем, а не в урезанном объеме, который напрямую зависит от размера экспортной российской пошлины. Это станет возможным, если мировые цены на нефть, а значит, и экспортная пошлина, увеличатся до конца года. Но пока определенно можно подтвердить лишь рост экспортной пошлины на российскую нефть. Согласно сообщению представителей российского Минфина, ее ставка будет увеличена с октября до $239-242 за т по сравнению с $238,6, уплачиваемыми с 1 сентября.

На больший рост цен и ставок лучше не рассчитывать, поскольку сегодня мировые цены на углеводороды уже прошли половину пути до своего исторического максимума ($149 за баррель), зафиксированного в начале 2008г., и сигнализируют о том, что мировая экономика пришла в нормальное состояние. Рассчитывать на большее было бы не только верхом алчности, но и глупости, поскольку стремительное приближение цен (на любой фондовый товар) к максимальным значениям при слабой активности в реальном секторе экономики - довольно четкий сигнал о формировании очередного финансового «пузыря». Только на этот раз не в США, а в Китае. Как сообщает агентство Bloomberg со сcылкой на Bank of China Ltd., избыточная ликвидность уже сформировала «пузыри» на китайских рынках акций, сырьевых товаров и недвижимости. Стоит любому из них лопнуть, как цены на нефть пойдут вспять.

Поэтому более вероятным представляется сценарий, рассчитанный с учетом цен, остающихся в диапазоне $75-80 за баррель. Но этот ценовой уровень вряд ли избавит Беларусь от дальнейшего роста бюджетного дефицита и до конца года отпускным ценам на моторное топливо придется как минимум еще раз подрасти. И никакие разговоры о том, что правительство, решившись на подобный шаг, стимулирует инфляцию, рост внутренних цен не остановят. От этой суровой реальности экономике, заточенной на переработку нефти, деваться некуда. Если НПЗ, которые сегодня вытягивают всю белорусскую индустрию, начнут сбавлять обороты по вине поставщиков сырья, то в этом случае экономика республики столкнется с полноценной рецессией и всеми прелестями глобального экономического кризиса.
Добавить комментарий
Проверочный код