Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№36 (708) 14 сентября 2009 г. Радости жизни

Скрываясь от жаб

14.09.2009
«Типичная, так сказать, белорусская народная музыка»

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

12 сентября в Государственном музее белорусской народной архитектуры и быта около деревни Строчицы прошел фолк-фестиваль «Камяніца». Концепция фестиваля напрямую связана с народной архитектурой и бытом: организаторы хотели привлечь массовое внимание к этому уникальному музею - чтобы послушать белорусский фолк и проникнуться возвращением легендарных Kriwi, достаточно было всего лишь купить входной музейный билет.

Музей действительно заинтересовал общественность - многие оказались в нем впервые и, не в силах сдержать восторга, разбрелись по тропинкам и аутентичным хаткам, презентующим нехитирое житье-бытье стародавнего белоруса. В изобилии разбросанные вокруг островки свадебного беспредела (праздновать свадьбу в «Строчицах» - это так нестандартно, что в день там, кажется, проходит по десять свадеб) наверняка чувствовали себя неуютно, подвергаясь ежеминутному вторжению счастливых длинноволосых поклонников белорусской фолк-музыки.

(На фото: Фестиваль получился подозрительно пасторальным. Единственное, что роднило его со всеми остальными белорусскими оупен-эйрами, - практически постоянный дождь, изредка прерывающийся то на грозу, то на радугу)

Книга отзывов (тетрадь в клеточку) ломилась от восторга: «Как все у наших предков было продуманно и функционально! Каждая вещь служит своему назначению!» Многочисленные крылечки и завалинки хаток оказались оккупированными семьями с младенцами, собаками и пластиковыми контейнерами со здоровой пищей. Даже милиционеры, обеспечивающие на фесте порядок, рванули рассматривать домики. «Тебя в такой качали?» - хохочет один из них, показывая своему товарищу старинную колыбельку, подвешенную к потолку на чем-то похожем на осиновый кол. Оказалось, что многие попросту путали «Строчицы» и «Дудутки», поэтому никогда и не были в этом музее.

Вообще, фестиваль получился подозрительно пасторальным. Единственное, что роднило его со всеми остальными белорусскими оупен-эйрами, - практически постоянный дождь, изредка прерывающийся то на грозу, то на радугу, как водится, судьбоносно зависающую над сценой аккурат в ту секунду, когда на нее выходит лидер группы «Палац» Олег Хоменко (в этот раз - в качестве ведущего). Все остальное было другим - на входе не было металлоискателей, мало кого настойчиво интересовало содержимое сумок, можно было запросто проносить алкоголь (в пластиковых бутылках), в продаже имелось пиво. Видимо, поэтому все посетители выглядели как ангелы - трезвые, чуть мокрые, обвешанные торжественно притихшими младенцами, они разбрелись по домикам, окружающим сцену, и слушали веселый «пожарный оркестр» «Гаротніца», о котором Хоменко сказал: «Если вдруг пожар - вы их не вызывайте, они жутко медленно собираются. И вообще, «пожарный оркестр» - это потому что очень много духовых».

На сцену тем временем выбрались чуть позабытые, но значительно улучшившие свой репертуар «Нагуаль». Из психофолкеров они превратились в фолк-панков, представив минималистичный набор тягучих, яростных, абсолютно непонятных, как и прежде, песенных номеров, аранжированных разве что электрогитарой и барабанами. Тут уже некоторые повыходили из домиков - особенно активно, когда выяснилось, что в программу обновленного «Нагуаля» все-таки входят бессмертные хиты коллектива и все прекрасно помнят их слова («Джабо-джабо-кя!»).

«Жаба-жаба!» - восторженно подпевали Лёне Павленку из толпы маленькие дети. Действительно, на территории «деревни» очень много жаб - они буквально бросаются под ноги. Вокалистка эмбиент-фолк-группы «Дзівасіл» апокалиптично заявляет со сцены: «Есть такое поверье - если раздавишь жабку, будет дождь. Всегда. Поэтому вот теперь у нас и дождь». В кустах простоволосая девочка с «мыльницей» фотографирует гигантскую жабу. «Жаба, сиди тихо, - говорит она ей. -Не двигайся, жаба». Жаба сидит неподвижно, загипнотизированная, наверняка, фолк-джазовыми вокальными импровизациями от группы «Джамбібум».

«Вот это - типичная, так сказать, белорусская народная музыка, - объясняет некий умный молодой человек своим друзьям, когда на сцену выходит «Стары Ольса» в традиционно сумасшедших костюмах и начинает выдавать на волынках какой-то хард-рок. - Самая что ни на есть характерная». «Откуда-то взялось удивительно много желающих сказать тост!» - истошно кричит где-то вдали, за темными холмами близ деревянной церкви, тамада одной из свадеб. Ясное дело, откуда - с фестиваля пришли погреться: холодает.

Когда хатки, церквушки и мельницы затянуло ледяным вечерним туманом, а дождь закончился, на сцену наконец-то вышли Kriwi (в составе: скрипка, акустическая гитара, Вероника Круглова и две девушки, одна из которых - Валерия из «Гаротніцы», ранее входившая в подпевающий Kriwi дуэт «Дзеткі/Дзеўкі»). Вероника Круглова шикарно выглядела (особенно хорош был ярко-красный берет) и много говорила со сцены по-немецки - все-таки она приехала из Берлина. Видимо, поэтому новая версия Kriwi слегка отдавала китчем и постмодерном: группа то импровизировала на тему Фрэнка Синатры, то превращала свою старую песню в «Don’t Worry, Be Happy». Круглова говорила «Филен данк! Дзякуй!» после своей культовой «За туманам», шутила насчет «Вайсруссланд» и представляла новые песни, одна из которых - «Зязюля» - включает в себя пару немецкоязычных куплетов, которые Вероника зачем-то пела голосом Марлен Дитрих. В общем, Kriwi всех страшно развеселили и озадачили - хотя то, что они теперь исполняют, это, скорей, этноджаз, чем просто фолк.
Добавить комментарий
Проверочный код