Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (708) 14 сентября 2009 г. Радости жизни

Скрываясь от жаб

14.09.2009
«Типичная, так сказать, белорусская народная музыка»

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

12 сентября в Государственном музее белорусской народной архитектуры и быта около деревни Строчицы прошел фолк-фестиваль «Камяніца». Концепция фестиваля напрямую связана с народной архитектурой и бытом: организаторы хотели привлечь массовое внимание к этому уникальному музею - чтобы послушать белорусский фолк и проникнуться возвращением легендарных Kriwi, достаточно было всего лишь купить входной музейный билет.

Музей действительно заинтересовал общественность - многие оказались в нем впервые и, не в силах сдержать восторга, разбрелись по тропинкам и аутентичным хаткам, презентующим нехитирое житье-бытье стародавнего белоруса. В изобилии разбросанные вокруг островки свадебного беспредела (праздновать свадьбу в «Строчицах» - это так нестандартно, что в день там, кажется, проходит по десять свадеб) наверняка чувствовали себя неуютно, подвергаясь ежеминутному вторжению счастливых длинноволосых поклонников белорусской фолк-музыки.

(На фото: Фестиваль получился подозрительно пасторальным. Единственное, что роднило его со всеми остальными белорусскими оупен-эйрами, - практически постоянный дождь, изредка прерывающийся то на грозу, то на радугу)

Книга отзывов (тетрадь в клеточку) ломилась от восторга: «Как все у наших предков было продуманно и функционально! Каждая вещь служит своему назначению!» Многочисленные крылечки и завалинки хаток оказались оккупированными семьями с младенцами, собаками и пластиковыми контейнерами со здоровой пищей. Даже милиционеры, обеспечивающие на фесте порядок, рванули рассматривать домики. «Тебя в такой качали?» - хохочет один из них, показывая своему товарищу старинную колыбельку, подвешенную к потолку на чем-то похожем на осиновый кол. Оказалось, что многие попросту путали «Строчицы» и «Дудутки», поэтому никогда и не были в этом музее.

Вообще, фестиваль получился подозрительно пасторальным. Единственное, что роднило его со всеми остальными белорусскими оупен-эйрами, - практически постоянный дождь, изредка прерывающийся то на грозу, то на радугу, как водится, судьбоносно зависающую над сценой аккурат в ту секунду, когда на нее выходит лидер группы «Палац» Олег Хоменко (в этот раз - в качестве ведущего). Все остальное было другим - на входе не было металлоискателей, мало кого настойчиво интересовало содержимое сумок, можно было запросто проносить алкоголь (в пластиковых бутылках), в продаже имелось пиво. Видимо, поэтому все посетители выглядели как ангелы - трезвые, чуть мокрые, обвешанные торжественно притихшими младенцами, они разбрелись по домикам, окружающим сцену, и слушали веселый «пожарный оркестр» «Гаротніца», о котором Хоменко сказал: «Если вдруг пожар - вы их не вызывайте, они жутко медленно собираются. И вообще, «пожарный оркестр» - это потому что очень много духовых».

На сцену тем временем выбрались чуть позабытые, но значительно улучшившие свой репертуар «Нагуаль». Из психофолкеров они превратились в фолк-панков, представив минималистичный набор тягучих, яростных, абсолютно непонятных, как и прежде, песенных номеров, аранжированных разве что электрогитарой и барабанами. Тут уже некоторые повыходили из домиков - особенно активно, когда выяснилось, что в программу обновленного «Нагуаля» все-таки входят бессмертные хиты коллектива и все прекрасно помнят их слова («Джабо-джабо-кя!»).

«Жаба-жаба!» - восторженно подпевали Лёне Павленку из толпы маленькие дети. Действительно, на территории «деревни» очень много жаб - они буквально бросаются под ноги. Вокалистка эмбиент-фолк-группы «Дзівасіл» апокалиптично заявляет со сцены: «Есть такое поверье - если раздавишь жабку, будет дождь. Всегда. Поэтому вот теперь у нас и дождь». В кустах простоволосая девочка с «мыльницей» фотографирует гигантскую жабу. «Жаба, сиди тихо, - говорит она ей. -Не двигайся, жаба». Жаба сидит неподвижно, загипнотизированная, наверняка, фолк-джазовыми вокальными импровизациями от группы «Джамбібум».

«Вот это - типичная, так сказать, белорусская народная музыка, - объясняет некий умный молодой человек своим друзьям, когда на сцену выходит «Стары Ольса» в традиционно сумасшедших костюмах и начинает выдавать на волынках какой-то хард-рок. - Самая что ни на есть характерная». «Откуда-то взялось удивительно много желающих сказать тост!» - истошно кричит где-то вдали, за темными холмами близ деревянной церкви, тамада одной из свадеб. Ясное дело, откуда - с фестиваля пришли погреться: холодает.

Когда хатки, церквушки и мельницы затянуло ледяным вечерним туманом, а дождь закончился, на сцену наконец-то вышли Kriwi (в составе: скрипка, акустическая гитара, Вероника Круглова и две девушки, одна из которых - Валерия из «Гаротніцы», ранее входившая в подпевающий Kriwi дуэт «Дзеткі/Дзеўкі»). Вероника Круглова шикарно выглядела (особенно хорош был ярко-красный берет) и много говорила со сцены по-немецки - все-таки она приехала из Берлина. Видимо, поэтому новая версия Kriwi слегка отдавала китчем и постмодерном: группа то импровизировала на тему Фрэнка Синатры, то превращала свою старую песню в «Don’t Worry, Be Happy». Круглова говорила «Филен данк! Дзякуй!» после своей культовой «За туманам», шутила насчет «Вайсруссланд» и представляла новые песни, одна из которых - «Зязюля» - включает в себя пару немецкоязычных куплетов, которые Вероника зачем-то пела голосом Марлен Дитрих. В общем, Kriwi всех страшно развеселили и озадачили - хотя то, что они теперь исполняют, это, скорей, этноджаз, чем просто фолк.
Добавить комментарий
Проверочный код