Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (708) 14 сентября 2009 г. Личный вкус

Умные книги

14.09.2009
 
Александр ГРИЦАНОВ

* В.Е. Поляков. Страшная правда о Великой Отечественной. Партизаны без грифа «секретно» * А. Деко. Апостол Павел

В.Е. ПОЛЯКОВ. СТРАШНАЯ ПРАВДА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. ПАРТИЗАНЫ БЕЗ ГРИФА «СЕКРЕТНО». - М.: Яуза: Эксмо, 2009

Тема книги могла бы стать бестселлером и в Беларуси - количество работ, посвященных «вооруженной борьбе белорусских партизан против немецко-фашистских захватчиков», уже давно превзошло все вменяемые пределы. При этом основные выводы о «всенародном характере» этого движения, а также потрясающие воображение данные о потерях, нанесенных здесь германским войскам в 1941-44гг., были заложены вскоре после победы в официальной книге товарища Цанавы - местного обер-чекиста послевоенных лет.

Тем не менее вполне очевидно, что партизанская борьба в Крыму (которой посвящен этот текст) не могла не иметь много общего с сопротивлением в Беларуси того времени. Так, из массы документов, должностных рапортов и взаимных доносов партизанских вожаков друг на друга становится понятным, что их главным врагом были скудные продовольственные ресурсы. Борьба за контроль над ними всегда выступала главной задачей, оккупанты являли собой подчиненную цель: уж больно дорого обходились в этом случае военные трофеи.

Самыми большими нытиками в сложных условиях выступали «ответственные работники» (бывшие начальники районных отделов НКВД, прокуроры, руководители образования, кадровый партийный актив): «…носителями отрицательных настроений являются в большинстве своем коммунисты и в меньшинстве - беспартийные», - утверждалось во множестве официальных отчетов в Москву.

«В тех отрядах, где люди не были заняты постоянной боевой работой, дезертирство было естественным спутником партизан, так как уходили далеко не всегда трусы и шкурники. Уходили и от произвола командира, уходили в другие отряды именно ради желания воевать».

В отрядах, сформированных из«руководящих партийно-советских кадров… что ни человек, то в прошлом пред. или зав.», пришедший в лес «с чемоданами и баулами», настроение было такое: «переждать в лесу месяц-другой, а там непобедимая и легендарная разобьет всех врагов, и можно будет возвращаться на свои высокие должности… Чувствовалось, что они принесли в лес золотишко и регулярно его перепрятывали… Когда начался голод… они все перемерли как мухи»

Увы, белорусская общественность вряд ли дождется сопоставимого по объективности исторического исследования. И не потому, что нет музейных или научных коллективов, способных решить эту задачу. Есть даже соответствующим образом оснащенные фонды. Дело в том, что партизанская мифология на протяжении доброй полусотни лет лежала в самом основании государственной идеологии нашей страны. Даже в условиях монополии на любую истину, присвоенную при СССР руководством компартии, отечественная «специфика» - комплектование высшего и среднего руководства на базе кадров «партизанских братств» - признавалась законной московскими владыками.

А. ДЕКО. АПОСТОЛ ПАВЕЛ. - М.: Молодая гвардия, 2009

Издание книги о масштабной фигуре «апостола язычников» в серии «Жизнь замечательных людей» может хоть как-то скрасить ситуацию, при которой о некоторых ныне здравствующих политиках сюда пишут фактически на заказ.

Для автора - французского историка - применительно к ранней истории христианства в принципе не существует категории «чудо», поэтому в мистических озарениях Павла он неизменно усматривает чисто психологическую подоплеку. Одновременно Деко искренне влюблен в своего персонажа: многие шаги Павла он отстаивает с редкостной эмоциональностью, порой вступая с героем исследования в жаркую полемику. Например, весть об обрезании Павлом апостола Тимофея Деко встречает полной бурного изумления тирадой: «Что же, о великий человек, случилось с тобою в стране галатов? Ты столько времени боролся за то, чтобы язычники могли принять христианство, не подвергаясь обрезанию!»

Лишь однажды потребная сдержанность изменяет писателю: Деко уж слишком увлекается перечислением заболеваний, которыми, возможно, страдал Павел.

Пристальное внимание уделяется пастырским посланиям апостола Павла и национальным и индивидуальным особенностям их адресатов. Читатель много увлекательного узнает об озабоченных вопросами брака коринфянах, о падких на плотские развлечения жителях Эфеса, о степенных македонянах.

Очень точно и убедительно проработана система аргументаций неожиданного тезиса о буквально репортерской жилке, присущей Луке - первому биографу Павла. Возможно, у представителей «четвертой власти» скоро отыщется собственный небесный покровитель.

Отрадно, что по прочтении становится во многом понятно, как этот деятель сумел превратить христианство из заурядной иудейской секты в могучую наднациональную организацию.
Добавить комментарий
Проверочный код