Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№36 (708) 14 сентября 2009 г. Личный вкус

Слава психонавтам!

14.09.2009
CD-обзор

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Прошло полтора года со смерти Егора Летова, а воз и ныне там. Тем не менее знамя психоделического дзен-панка продолжают нести. Первыми его подхватили «Ляписы» (пускай, возможно, и неосознанно), выдав бронебойную трилогию «Манифест», «Капитал» и «Культпросвет». Потом, в 2009г., возродились «Красные Звезды» - одна из самых противоречивых белорусских панк-команд 90-х гг. Начинали и те, и другие почти одновременно. В то время, когда «Ляписы» оформляли свои политические взгляды песенкой про Буратино, КЗ болтались по баррикадам. В 2000-х гг. оба коллектива начали новую жизнь. Владимир Селиванов из КЗ прекратил психоделические эксперименты: воспитывает сына, слушает добрую музыку, возродил группу в виде гламурного проекта «Четыре». Михалок бросил пить, ушел в спортзал, покрылся татуировками, стал говорить слоганами.

«Красные звёзды». «Играй того, кто играет в тебя»

Бросив эксперименты, КЗ сделали классическую запись в жанре «альбом Красных Звезд». Правда, Селиванов стал намного лучше петь, а еще слушать слишком много группы Placebo. Поэтому неудивительно, что местами диск звучит то ли как КЗ с Брайаном Молко на вокале, то ли как психоделический Placebo, распевающий гимны о бабочках в голове. Гимновость - это основная характеристика альбома: по сути, он является добротной и подозрительно гипермелодичной работой в жанре гитарного ретро-панк-рока, но есть в нем что-то маршевое, манифестное.

В музыкальном плане альбом замечателен. В нем есть и шумные панк-номера, и дурашливые рок-н-роллы, и лирика, и сны, и облака. Мелодии возмутительно мажорны, в текстах нет призывов к революции - она уже свершилась, осталась блаженная пустота. Несмотря на то что самая трогательная песня альбома - идиотически веселый ретро-твист «Сафари», рожденный из случайно подслушанной строчки «Я люблю тебя на…й», диск все равно получился довольно гламурным. В лучшем смысле слова.

Как бы то ни было, в альбоме ясно ощущается предчувствие катастрофы - очень уж пугающе безмятежен и улыбчив голос Селиванова, доброго, с хитрым прищуром, как Владимир Ильич. Ножичек в карман прячет, а мог бы и полоснуть. У Пелевина была история о том, как красноармейцу снилось, что он бабочка, которой снится, что она красноармеец. В общем, КЗ сейчас поют о расстояниях между бабочками и теми, кто им снится.

«Ляпис Трубецкой». «Культпросвет»

Самый оптимистичный и прямолинейный альбом «Ляписов», финальная часть трилогии, идеологически выдержанная и музыкально целостная: ой-панк, ска, реверансы в сторону Misfits, Ska-P и более современных поп-бойцов - не случайно песня «Мистер Лох» является почти точной копией хита скандальной азиатской хип-хоп-принцессы M.I.A.

Почти невменяемый, абсурдно-постмодерновый задор «Культпросвета» каким-то боком явственно взывает к бодрости школьных спортзалов и пионерских комнат.

Критики ругают Михалка за упрямую верность музыкальным идеям, обсуждают наличие в «Культпросвете» хитов, намекают на исчерпанность темы. Непонятно, как насчет хитов, но вообще диск выглядит отличной подборкой запоминающихся веселых песен, под которые классно делать зарядку или лупить боксерскую грушу. Некоторые журят «Ляписов» за шутовство - мол, революция у них только на плакате. В реальности революция нам такой и досталась - плакаты, стишки, песенки. Кровь и ужас нас не интересуют, мы их не видели. Вытянуть из революции гремящую бурлескную плакатность, смешать ее с историей культуры XX в. и выдать в виде анархической, но идеологически выдержанной взвеси - это еще надо суметь. Видимо, поэтому диск является своего рода подведением итогов: «Ляписы» прописали терминологию («Анархо-турист», «Зомби-Роботы»), дописали примечания.

Эту трилогию было бы глупо ставить в один ряд с предсмертной трилогией Летова, но что-то общее все-таки есть. Даже набор символов - «ляписовские» Мальчиши-Кибальчиши и мальчики из кино «Бронзовая птица» родственны архетипичным летовским мишуткам и дурачкам. Анархо-туризм Михалка в чем-то близок летовской отчаянной психонавтике. Михалок, правда, не мыслит категориями поражения, не партизанит ползком, а прямиком карабкается на броневичок с готовыми слоганами.

Безоговорочная победа всего - такое у альбома настроение. Некоторых это озадачивает: не всегда можно понять, он это всерьез или это театр, буффонада и космический цирк? Так вот - это театр, буффонада и цирк, но серьезнее некуда.
Добавить комментарий
Проверочный код