Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№36 (708) 14 сентября 2009 г. Экономика

Кто Беларусь ужинает, тот её и танцует

14.09.2009
Очевидное и невероятное

Александр ОБУХОВИЧ

Наша столь внезапно возникшая дружба с МВФ вызывает большие подозрения: с чего бы это? МВФ - усердный строитель американского миропорядка, активный проводник американской политики. Мы всегда были, мягко говоря, несколько далеки от этого. Как известно, «кто девушку ужинает, тот ее и танцует», и потому возникли подозрения о наличии неких негласных договоренностей. И вот МВФ свою позицию озвучил.

Оценим возможные последствия для экономики Беларуси реализации мер, предложенных МВФ в заключительной записке, подготовленной в конце августа.

Программы кредитования сократить. Без кредитной поддержки часть предприятий сократят производство и потеряют часть мощностей. Польза для мировой и западной экономики очевидна (для выхода из кризиса перепроизводства избыточные мощности должны быть сокращены по всему миру), для белорусской - как сказать: в отличие от Запада, у нас и в послекризисный период не скоро появятся ресурсы, чтобы такие мощности создать заново.

Тарифы повысить, показатели отменить. Что жить надо по средствам - и без МВФ понятно. Тарифы на ЖКХ и так постепенно росли, и их рост определяется только оценкой объемов поступлений в бюджет. Экономия на социалке ни к чему хорошему тех же прибалтов не привела. Как пример: вырастут тарифы - сократится спрос на продукты питания - пострадает агропром. Да и другие социальные и политические последствия нежелательны. Кризис для таких решений - не лучшее время.

А вот пожелание сократить вмешательство государства в экономику, свести к минимуму ценовой контроль - в наших условиях крайне опасное. Позволить госпредприятиям сокращать объемы производства и повышать цены - значит, гарантировать снижение их конкурентоспособности в средне- и долгосрочной перспективе. Да и конкурентоспособность импорта вырастет. На всем постсоветском пространстве экономика на ценовые сигналы не реагирует, не будет реагировать и у нас. Другое дело, что за 18 лет независимости правительство так и не научилось вмешиваться в экономику квалифицированно и действует зачастую по принципу «сила есть - ума не надо», допуская ляпы типа постановления N991.

Свобода частного бизнеса. Амбициозная и прозрачная программа приватизации, открытая для иностранных инвесторов. У соседей приватизация принесла пользу только отдельным личностям и западному капиталу. Частный бизнес в Беларуси имеет достаточно возможностей для развития. Особенно - в рамках программы развития малых городов. Помогать ему надо. Возможно, льготами по аренде неиспользуемых площадей, лизингом неиспользуемого на госпредприятиях оборудования, допуском к создаваемым системам сбыта, госзаказами. Его главная проблема - недостаток капитала, узость рынков сбыта, а не административные препоны.

Если дело дойдет до реорганизации наших госпредприятий на коммерческих принципах и увольнения оттуда всех лишних, столько рабочих мест наш частный бизнес не создаст, слаб еще. А вот нужных республике иностранных инвесторов в природе не существует. Финансовые конгломераты и спекулянты (типа россиян или австрийской группы АТЕС) республике не нужны, для серьезных инвесторов наши внутренние рынки слишком малы, а перспективы таможенных союзов затуманились. Сначала нужно определиться, чего мы хотим от нашей промышленности, а потом искать финансовых партнеров. Эта часть рекомендаций МВФ не работала нигде в мире, не может сработать и у нас.

И уж с чем в рекомендациях МВФ категорически нельзя согласиться, так это с предложением направить выручку от приватизации на финансирование системы соцзащиты. Т.е. просто проесть национальный капитал. Одно дело продать то, что сами в ближайшее время не сможем использовать с толком, и выручку вложить в развитие перспективных предприятий, другое - продать и проесть. Госсобственность - национальный капитал. Его создавали не только мы, но и наши отцы и деды. И принадлежит он не только нам, но и нашим детям и внукам. Попытки его разделить нигде успешными не были. Все помнят, как Чубайс обещал за каждый ваучер по «Волге», да и от наших приватизационных чеков толку не намного больше. Я уверен, что никакое правительство не имеет права уменьшать национальный капитал. Иметь его в форме станков и корпусов или в форме денег, валюты, золота, акций, кредитоваться под него - ради бога, крутитесь, хозяйствуйте! Но пускать национальный капитал на проедание даже под самыми благими предлогами - преступление.

А вот одобрение МВФ политики Нацбанка вызывает не столько удовлетворение, сколько озабоченность: что в этой политике не так, если ее хвалит фонд? Так ли нам нужна стабильность валютных курсов? Какова в действительности цена, которую за эту стабильность приходится платить? Не имея промышленной политики и модели развития, на эти вопросы ответить трудно.

С чем в записке МВФ нужно согласиться, так это с оценкой перспектив роста нашей экономики. Замедляться будем. Модель роста, основанная на сохранении у нас части советского промышленного потенциала при развале у соседей, себя исчерпала. Другой модели нет, если не считать за модель роста декларации, указания и благие пожелания.

В докладе экспертов ООН «Будущее мировой экономики» за 1979г., сделанном в значительно более спокойном периоде развития, приведена оценка: темпы роста ВВП в 4-6% достигаются при норме инвестиций на уровне 20%; темпам роста в 7-8% соответствуют инвестиции на уровне 30%; устойчивых темпов роста на уровне 9-10% или выше можно добиться при уровне инвестиций в 35-40% ВВП. Приблизительно на таком уровне обеспечивалось ускоренное развитие и в СССР времен индустриализации, и в Южной Корее при Ли Сын Мане. В предыдущий период мы несколько экономили, пуская в ход ранее простаивавшие мощности советского периода. Теперь и этот резерв исчерпан: станки советского периода устарели безнадежно. А инвестиции у нас не превышают 15% ВВП, да и в них значительная часть - жилищное строительство, которое новой продукции не производит. А из ничего - ничего не бывает.
Добавить комментарий
Проверочный код