Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (708) 14 сентября 2009 г. Дисконт

Кому какое дело?

14.09.2009
Скидки на готовый бизнес доходят до 60%

Татьяна НИКИФОРОВА

Экономический кризис - подходящее время для покупки готового бизнеса. Своим делом теперь можно обзавестись за сумму в два и более раза ниже, чем еще в III квартале 2008г., а дефицитные в прошлом предприятия сейчас выставляются на продажу со значительным дисконтом.

Столкнувшись с падением доходности бизнеса, дефицитом ресурсов для его развития и усилением конкуренции, многие владельцы приняли решение расстаться с собственным делом. По оценкам руководителя проекта vashafirma.by Юрия Эбера, если до кризиса на одного покупателя готового бизнеса в Беларуси приходилось 3 продавца, то теперь их количество увеличилось до 8. И это только официально выставившие свой бизнес на продажу. В реальности владельцев, потенциально готовых продать бизнес, может быть втрое больше.

КТО НА МАЛЕНЬКОГО?

Желающих приобрести готовый бизнес в последнее время тоже стало больше, однако основная масса предложений о покупке приходится на сосредоточенный в сфере услуг недорогой малый бизнес стоимостью $10-40 тыс. с доходностью около $1-2 тыс. в месяц и коротким сроком окупаемости. А вот в сегменте от $55 тыс. до $1 млн. сделок почти нет - в условиях кризиса покупатели не готовы вкладываться в проекты с длительным сроком окупаемости, привлекая дорогие кредитные ресурсы. «До IV квартала 2008г. на рынке преобладал спрос на средний бизнес стоимостью $100-300 тыс. Сейчас он ушел, хотя предложений такого бизнеса стало больше. Основной же спрос приходится на малый бизнес стоимостью до $30-40 тыс.», - отмечает ведущий юрист компании «Магазин готовых бизнес-решений» Сергей Гончаренок.

Часть нового спроса на недорогие предприятия формирует успешный в прошлом топ- и мидл-менеджмент, зарплата которого в докризисные времена была сопоставима с доходностью малого бизнеса. Сейчас доходы наемных менеджеров повсеместно снизились, а вложения в бизнес со сроком окупаемости до полутора лет становятся для них гарантией получения дохода в период экономического спада.

После затишья конца 2008г. (в IV квартале сделок по продаже бизнеса почти не было) оживились и другие категории покупателей. По-прежнему активен сегмент желающих приобрести бизнес «в подарок», на который приходится значительная часть покупок малого бизнеса. «Очень распространено, когда муж покупает бизнес жене, отец - дочери и т.д. Таких покупателей интересуют, как правило, парикмахерские, салоны красоты, солярии, маленькие ресторанчики. Этот спрос не изменился по сравнению с докризисным периодом. Не снизили спрос и люди, которые покупают бизнес, чтобы заработать на нем, поскольку сейчас очень удачное время для покупки бизнеса. Хотя их приоритеты претерпели некоторые изменения. Производственные предприятия (а их сейчас выставляется намного больше, чем раньше) таким покупателям теперь неинтересны из-за низкой оборачиваемости активов - вкладывать деньги в неликвид никто не хочет», - характеризует спрос Гончаренок.

А вот людей, которые рассматривают бизнес как финансовый инструмент, альтернативу хранению средств на депозитах, в драгметаллах или недвижимости, сейчас стало намного меньше. Заметно снизили спрос и покупатели-ино-странцы из числа наших бывших соотечественников. Если до кризиса они готовы были купить практически любой бизнес, у которого в собственности была коммерческая недвижимость, то теперь не спешат с покупками.

Кризис прельщает покупателей и тем, что на продажу выставляются предприятия, которые прежде были в большом дефиците. «Раньше и речи не заходило о том, чтобы продавался винозавод, ночные клубы, предприятия, связанные с автобизнесом, например СТО и автомойки, которые пользовались устойчивым спросом. По-прежнему предлагаются имевшиеся ранее, но пользующиеся неплохим спросом предприятия сферы услуг. До кризиса покупатели проявляли интерес к строительному бизнесу, имеющему опыт работы на рынке. Сейчас в связи с падением строительного рынка предлагается немало производственных предприятий, ориентированных на стройкомплекс, например производств окон ПВХ. Правда, такой объем стройматериалов сейчас никому не нужен», - считает Эбер.

К тому же, по словам собеседника, впервые за долгое время владельцы стали выставлять на продажу крупные предприятия стоимостью от $7 млн. до $40 млн. Появление на рынке таких компаний Эбер связывает с тем, что иностранные инвесторы, открывшие бизнес в Беларуси, начали активно выводить деньги из страны.

ЧТО ПОЧЁМ?

По оценкам Эбера, сейчас средняя стоимость бизнеса в Беларуси составляет около $115 тыс., что втрое ниже, чем еще год назад: «За ресторанный бизнес покупатель готов отдать в 5 раз меньше, чем предприятие стоило раньше, бизнес в сфере услуг подешевел в 2 раза, в сфере производства - в 2-3 раза в зависимости от уровня предприятия».

Психологически продавцы пока не готовы к такому падению, поэтому декларируемые цены, как правило, не слишком отличаются от докризисных. Разве что иностранные владельцы крупных предприятий пошли на снижение цен на бизнес, который выставляется в среднем вдвое ниже стоимости активов предприятия. «Нередко, продавая бизнес, предприниматели полагают, что должны окупить свои вложения в предприятие. Поэтому зачастую продавцы сильно завышают цены. В Интернете можно найти забавные предложения вроде продажи кулинарии на арендованных площадях за $400 тыс.».

Тем не менее продавцы готового бизнеса становятся все более сговорчивыми - дисконт к декларируемой цене продажи при совершении сделки составляет минимум 5-6%, доходя порой и до 60%. В среднем договорная цена оказывается ниже выставленной продавцом на 10-15%. «В моей практике был случай, когда СТО предлагалась за $160 тыс., а была продана за $70 тыс. Один из ресторанов был продан вдвое дешевле, чем было заявлено первоначально. Парикмахерские теперь хотят купить за $10-15 тыс., хотя раньше за них давали $15-30 тыс. А наиболее стабильны цены на магазины площадью 50-60 кв. м», - утверждает Эбер.

Значительное падение цен на готовый бизнес руководитель проекта vashafirma.by объясняет не только увеличением числа выставленных на продажу объектов при падении платежеспособности покупателей, но и изменением общей ситуации на рынке: «Например, если в докризисный период на право аренды приходилась значительная составляющая цены, то сейчас она снизилась почти до нуля - на рынке есть свободные помещения, которые предлагаются в аренду по более низким, чем до кризиса, ставкам». К тому же покупательская способность в кризис упала, люди стали экономить на покупках и услугах, а значит, доходность продаваемого бизнеса в сфере производства потребительских товаров и услуг заметно снизилась. Наконец, удорожание кредитных ресурсов растягивает срок окупаемости проекта, делая выставленные на продажу объекты менее привлекательными для покупателя.

И все же участники рынка сходятся во мнении, что готовый бизнес сейчас является одним из наиболее выгодных приобретений. Гончаренокуверен: «Производственное оборудование, наработанные деловые связи, клиентура не подешевеют».

$30-40 тыс. стоимость наиболее востребованного в Беларуси малого бизнеса
Добавить комментарий
Проверочный код