Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№34 (706) 31 августа 2009 г. Тема недели

Сидите и ждите!

31.08.2009
«На современные проекты просто закрывают глаза»

Марина ГУЛЯЕВА

В конце сентября в столице откроется галерея, которая, по словам ее создателей, обещает быть чем-то исключительным на фоне существующих, - галерея современного искусства «У нескладовае». Арт-директора нового проекта опираются на опыт существования известной минской галереи «Подземка», который «нащупывался интуитивно» в течение шести лет ее работы.

О том, что могло бы происходить на отечественном арт-рынке, обозревателю «БелГазеты» рассказали создатели «Подземки» и арт-директора новой галереи Валентина КИСЕЛЁВА и Анна ЧИСТОСЕРДОВА.

ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ

- Как вы оцениваете уровень и степень презентации современного белорусского искусства в столичных галереях?

Валентина Киселева (В.К.): - У нас почти нет галерей, если не сказать прямо - вообще не существует в том смысле, в котором они должны быть. Как правило, наши галереи работают в рамках салонного формата: выставлены работы, их можно купить, и вся работа галереи на этом заканчивается. А галерея должна нести больше, чем только функцию выставки-продажи - это множество задач, от просветительских до продюсерских.

(На фото: Валентина Киселёва: «Галерейный бизнес не относится к категории доходных»)

- Может, причина в самом белорусском современном искусстве? Каждый сам по себе что-то делает…

Анна Чистосердова (А.Ч.): - Наш новый проект как раз должен объединить и представить все, что происходит на белорусском арт-рынке. Ведь у нас масса всего происходит! Но фактически не существует ни одного специализированного издания, которое бы адекватно оценивало происходящее. Хотя очень многие интересуются современным искусством и готовы приходить на выставки. Вероятно, не все кураторы галерей готовы активно делать шаги в области промоушен…

(На фото: Анна Чистосердова: «О чём можно говорить, если современное искусство рассматривается только в трёх категориях: живопись, скульптура и графика?»)

В.К.: - Галерейный бизнес не относится к категории доходных. Как правило, он спонсируется либо государством, либо частными лицами. А у нас пока не сформировалась культура вложения денег в культуру.

А.Ч.: - Нельзя сказать, что нет практики проведения спонсорских проектов, но вопрос в том, чтобы делать это постоянно. Взвалить эту ношу на себя и нести ее, особенно в нынешнем финансовом положении, сложно.

СПОРНО, НО СВЕЖО

- Как вы сами оцениваете успешность «Подземки»?

А.Ч.:
- «Подземка» изначально не была профессиональным проектом. Мы интуитивно нащупывали те шаги, которые, как потом оказалось, были правильными. И потому, как галерею, «Подземку» мы не так давно начали позиционировать.

В.К.: - Когда нас стали приглашать за границу, и мы увидели, как функционируют галереи, тогда стали осознавать, что наша деятельность соответствует галерейной. Хотя для Беларуси это был необычный опыт.

А.Ч.: - То, как у нас представляется современное искусство, - это 80-е гг. прошлого века. Скучно и серо - в таком состоянии находятся некоторые выставочные залы! Самое главное - это то, что на современные проекты просто закрывают глаза. Не хватает яркости и смелости.

- Почему так происходит?

А.Ч.:
- Видимо, потому, что, как кому-то кажется, в рамках все тех же 1980-х это не является традиционным, академическим искусством. О чем можно говорить, если современное искусство рассматривается только в трех категориях: живопись, скульптура и графика? А как же инсталляция, перфоманс, видеоарт? Этого нет. В Музее современного искусства должно быть больше современных художников, там должны читаться лекции, идти дискуссии.

В.К.: - Хотя за последние полгода произошло несколько интересных проектов, в т.ч. идущий сейчас совершенно новый и великолепный проект во Дворце искусства «Дах-9». Просто не верится, что такое происходит именно во Дворце искусства, где накануне проходила выставка меда… Мало рынков, других мест? То, что сегодня происходит во Дворце искусства, - это так нестандартно, может быть, спорно, но так свежо!

АРТ ИДЁТ ПО ПЛАНУ

- Это возможно? Насколько взаимосвязаны белорусское современное искусство и современная жизнь? Актуальность - достаточно субъективное понятие…

В.К.:
- Искусство всегда опережает жизнь. Дело не в отставании кого-то от чего-то. Мне пришлось побывать в киевском «ПинчукАртЦентре» - я была потрясена (PinchukArtCentre, проект фонда одного из крупнейших украинских бизнесменов - Виктора Пинчука. - М.Г.). Там выставляются украинские художники, громкие мировые имена. В тот день была представлена коллекция видеоарта - несколько этажей были заполнены видеоартом! Мне было очень интересно наблюдать за людьми, потому что на выставку пришли обычные люди! Если нечто подобное показать в Минске, то и у нас бы нашлась масса людей, не только искусствоведов и представителей арт-тусовки, которые бы с интересом пришли посмотреть. Но почему-то нет таких проектов. Хотя есть искусство, есть художники, есть желающие увидеть новое, но… Какой-то белорусский феномен.

- У вас есть опыт общения с чиновниками от искусства?

А.Ч.:
- Небольшой. Видимо, ни одна, ни другая стороны не особенно стремятся к этому диалогу, потому что диалог не очень получается - скорее монолог с обеих сторон. И каждая сторона, вероятно, по-своему права, поскольку имеет свое видение. Другой вопрос, что не хватает гибкости.

- И вам?

А.Ч.:
- И нам, поскольку наши предложения тоже могут казаться слишком категоричными. Но как много интересных европейских проектов не показываются в Беларуси именно из-за отсутствия своевременной и гибкой реакции на предложение о демонстрации этих проектов!

- Каковы аргументы?

А.Ч.:
- Они говорят, что у нас план расписан на три года вперед. Сидите и ждите. А то, что огромное количество людей лишаются возможности увидеть происходящее сегодня в современном искусстве, не важно…

ПСИХИАТР НАМ ПОМОЖЕТ

- Как продается белорусское современное искусство?

В.К.:
- В Беларуси - не так активно. Если судить по продажам в «Подземке», то, как правило, основными покупателями были иностранцы.

А.Ч.: - Если работы белорусских художников вывезти в киевские галереи, то они будут проданы. У нас все объясняется экономической ситуацией, а не нехваткой вкуса или художественной необразованностью.

В.К.: - Дело не в экономической ситуации. Потенциальный белорусский покупатель просто не очень верит в белорусского художника, его просто не знают. Это как раз то, чем мы бы хотели заниматься в рамках нашей новой галереи. Первое направление - образовательное. Будут проводиться лекции о представленном в данный момент художнике или виде искусства. Второе - дискуссии профессионалов. Пригласим художников, искусствоведов, философов и даже психиатров - хочется живых, веселых дискуссий. Третье - образовательные лекции для детей.

- На какие средства будет существовать новая галерея?

В.К.:
- У нас много друзей, и мы объединили имеющиеся средства, а дальше будет видно.

- Не боитесь, что проект повторит судьбу «Подземки»?

В.К.:
- В истории с «Подземкой» сработал очень нехороший человеческий фактор - то ли жадность, то ли что-то еще. Но мы ищем форму существования «Подземки» - возможно, это будет интернет-вариант. Такая форма галереи необходима для молодежи, студенчества. Я не хочу натягивать покрывало неудачи с «Подземкой» на любимую Беларусь. Это частный неприятный случай. Я искренне верю в то, что сознание формирует действительность. Когда что-то хочешь сделать и искренне в это веришь, то в конце концов все получается.
Добавить комментарий
Проверочный код