Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (706) 31 августа 2009 г. Тема недели

Шоковая терапия

31.08.2009
 
Максим ИВАЩЕНКО

На вопросы корреспондента «БелГазеты» отвечают кураторы арт-фестиваля «Дах-9» Змитер ЮРКЕВИЧ и Алесь РОДИН.

- Сложно вам было получить площадки госучреждения для проведения фестиваля и выставки?

Алесь Родин (А.Р.)
: - До этого мы примерно по полгода проводили подобные фестивали в Берлине на протяжении трех лет - на базе галереи Tacheles. Видимо, какая-то волна сюда докатилась - ведь там у нас была большая реклама и т.д. Когда мы предложили Союзу художников организовать выставку, то нашли поддержку - для нас довольно-таки неожиданную. И тогда, отталкиваясь от нашего первоначального проекта, мы перешли на проект

«Дах-9». На базе выставки «Жертвы искусства» мы сделали фестиваль, подтянули работы из Берлина, выставили работы Союза художников - тех, кто откликнулся.

- Все вопросы по согласованию программы фестиваля взял на себя Союз художников?

А.Р.
: - Да. Союз художников у нас - официальная организация, довольно авторитетная и общепризнанная. Она может решать такие вопросы.

- Почему Союз художников так легко согласился поддержать «Дах-9»?

А.Р.
: - Союз заинтересован в расширении выставочной географии работ своих художников. У них сменилось руководство: пришла молодежь, настроенная на идеи, более соответствующие нашему времени; на то, чтобы все это излагалось на языке современной интерпретации. Особых препонов у нас не было. Были какие-то мелочи, но они всегда возникают по ходу подготовки. До выставки нам надо было примерно 4 месяца готовиться - проработать много материала, чтобы вывести его на объекты, на инсталляции, на сочетания; поработать с актуальной тематикой.

- Насколько «Дах-9» чувствует себя уютно в ситуации, когда с выставок регулярно снимаются работы (например, «Поколение П» Владимира Цеслера в Литмузее им. Янки Купалы) и закрываются галереи (в частности, «Подземка»)?

А.Р.
: - Я делал персональную выставку года 3-4 назад во Дворце искусств с расширенной программой - с перфомансами, театральными и музыкальными действиями, поэтическими выступлениями. День открытия выставки прошел просто здорово - выступал пластический театр «Инжест», музыканты из «Рациональной диеты»… Все это создавало довольно-таки своеобразную атмосферу. Но к сожалению, это было не понято дирекцией Дворца - и выставка, рассчитанная на 2 недели, была закрыта после первого дня. Конечно, это нас несколько обескуражило. И вот сейчас еще эти случаи, которые вы назвали…

Но видимо, общество чему-то учится. Искусство - это такая вещь, которая иногда эпатирует. Но что делать - это же художники, они так видят мир, у них такой своеобразный язык… Уж лучше искусство поддерживать, а не запрещать. В этом смысле у нас пока не было каких-либо инцидентов. Не могу сказать, что будет дальше, но как будто все выстраивается…

- А вам пришлось отказываться от каких-либо провокационных работ?



Змитер Юркевич (З.Ю.): - Скорее, какие-то работы мы могли посчитать не заслуживающими внимания. А провокационных работ, по-моему, у нас и не было.

- Кто является спонсором фестиваля «Дах-9»?З.Ю.: - Спонсоров нет. Есть наши хорошие знакомые, которые дали минимальные деньги на аренду аппаратуры. «Будзьма» поддерживает литературные мероприятия - тоже минимально, больше оказывая информационную поддержку. Оплачивает аренду зала Союз художников.

- Есть ли у современного искусства в Беларуси бизнес-перспективы?

З.Ю.:
- Честно говоря, меня эти вопросы совершенно не интересуют. Будут покупать работы или не будут - мне все равно.

А.Р.: - Это же некоммерческое искусство. Если его загнать в рамки коммерции, то ничего хорошего не произойдет: оно будет не более чем ширпотребом. Слава богу, есть образцы такого салонного искусства, 90% таких работ - самый печальный результат ориентации на коммерческую окупаемость.

- Но в той же России современное искусство существует при постоянной поддержке крупных представителей бизнеса. В Беларуси такого нет…

А.Р.
: - Для искусства поддержка - это очень важно. В Москве и в Питере это все развито. Но к сожалению, у нас мы пытались обратиться… Не помню, к кому… Хотя уже знали примерную реакцию… А потом махнули рукой. Видимо, время еще не наступило.

- А должно наступить?

А.Р.:
- Беларусь тоже развивается, это развивающееся государство, идет примерно по тому же пути, что и все европейские государства, и наши восточные соседи. И наступит период, когда поддержка искусства будет необходима. А пока мы почувствовали, что можем сами все сделать. Да и времени, честно говоря, не было, чтобы отвлекаться. Нам достаточно того, что «Дах-9» сам по себе дает какую-то энергетику - нам этого хватает. А уже другим - тем, кто будет делать подобные проекты, уже надо будет пробивать путь к финансированию. Но сам проект при этом на коммерцию ориентирован быть не должен.

- Прецеденты закрытия выставок и галерей создают белорусскому современному искусству выгодный имидж оппозиционного искусства для хотя бы потенциального получения поддержки из-за рубежа…

А.Р.
: - Я не знаю, кто там из-за рубежа поддерживает. Но художнику выгодно, когда его выставку закрывают - это шокирует, дает ему своеобразный образ. Всегда так было - и сейчас, и в советские времена. Что касается «Подземки», то, насколько я знаю, никто ее не закрывал. Просто владелец магазина «Подземка» решил, что довесок в виде галереи ему не нужен - это лишние расходы и т.д. И все. В Беларуси можно, в принципе, выставлять все, что хочешь. Ну, естественно, даже на Западе какой-то «экстрёмный эротизм» тоже не поддерживается. Но в принципе, если тебе интересно, ты всегда найдешь здесь место и время, где выставиться.
Добавить комментарий
Проверочный код