Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Прайс-листы на металлические контейнеры. Покупка. Продажа. Цены
novosibirsk.stelkont.ru
№34 (706) 31 августа 2009 г. События. Оценки

Юбилейная отМАЗка

31.08.2009
Образцово-показательный осмотр автогиганта

Кирилл БОРИСЕНКО

В 10 утра гигантский серебристый шаттл (флагман модельного ряда автозавода - туристический автобус МАЗ 251), наполненный представителями СМИ, руководителями завода и идеологических служб, въехал в главные заводские ворота. Так в дождливый день, 27 августа, начинался День открытых дверей на ОАО «МАЗ», посвященный знаменательному событию - 65-летию завода.

Точная дата рождения автозавода - 9 августа 1944г., а две с лишним недели были хорошим сроком, чтобы привести завод в порядок после торжественных мероприятий и придать охваченным экскурсионным планом производствам привлекательный вид, в чем убедился корреспондент «БелГазеты».

  МАЗ СКАЗОЧНЫЙ

Программа Дня открытых дверей включала в себя посещение 5 производств и выставки модельного ряда автомобилей. На каждом из участков экскурсии журналистов ждала новая производственная «игрушка», которая была выписана в 2007-09гг. заводом из-за рубежа за огромные деньги, теперь же позволяет существенно повысить производственные показатели, а расходы и затраты труда - соответственно, снизить. Около каждого такого агрегата или линии стояли пояснительные плакаты, доступно объясняющие в цифрах, что и насколько хорошо он умеет делать.

(На фото: Только в кризис рабочие МАЗа обнаружили, что «пришёл капитализм»: «Выборочно будут увольнять, по 500-700 человек» )

В рамном цехе механосборочного производства в качестве такой игрушки журналистам показали линию центров Huller Hille (Германия) для обработки кронштейнов. «Эти станки были установлены в этом году, 9 единиц с оснасткой и полным комплектом режущего инструмента обошлись нам в 4,5 млн. евро. Планировалось закупить еще 6 штук для обработки меньших по размеру деталей, но - финансовый кризис: положение завода не позволило купить больше. Специалисты Huller Hille провели обучение, выдали сертификаты, дали допуск работникам нашего цеха, чтобы они могли работать на этих станках. Эти 9 станков заменили 45 станков, с помощью которых обрабатывались кронштейны раньше», - пояснил начальник цеха Василий Крупко.

В цехе окраски и металлопокрытий прессово-кузовного производства журналистам продемонстрировали немецкую линию катафорезного грунтования Eisenmann, введенную в эксплуатацию в ноябре 2007г. Как сообщил замглавного инженера по новой технике и качеству Владимир Усачев, использование линии позволило повысить антикоррозионную стойкость деталей в 4-5 раз. Обошлась новая технология в 1,6 млн. евро, зато позволила сэкономить за 2008г. только лакокрасочных материалов 89 т (коэффициент использования материалов у линии Eisenmann - 99%). На линии окрашивается более 2,2 тыс. деталей и все операции на ней автоматизированы - за исключением погрузочно-разгрузочных работ.

После посещения прессово-кузовного и механосборочного производств представителей СМИ отвезли, минуя складские помещения, на экскурсию в литейку, затем - на главный конвейер. Всюду демонстрировались образцы внедрения новых технологий, а сопровождающие группу руководители производств охотно рассказывали об истории завода и первых автомобилях МАЗ. За блестящей картинкой закупленной за миллионы евро техники и перечнем успехов завода с 1944г. реальное положение дел на МАЗе несколько терялось. Идеологические работники завода бдительно следили за контактами представителей СМИ с рабочими: при любой попытке побеседовать с работягой в засаленной робе рядом неизменно обнаруживалась девушка в белоснежной рубашке с символикой завода, внимательно прислушивавшаяся к диалогу и готовая немедленно прервать возможные нелицеприятные откровения. Только случайно заплутав в цехах механосборочного производства и отбившись от основной группы, корреспондент «БелГазеты» смог в полной мере насладиться реальной жизнью на МАЗе.

МАЗ РЕАЛЬНЫЙ

В условиях организации труда на заводе ничего не менялось, кажется, еще с советских времен. Красноречивое свидетельство - ржавые трубы в санузлах цехов, разбитые и загаженные раковины унитазов, изношенные донельзя электроинструменты у рабочих. Всюду, даже на открытом воздухе, в беспорядке валяются горы заготовок и бесхозных контейнеров, среди которых бродит в обеденный перерыв суровый рабочий человек. Но при всех минусах советского подхода к организации труда на МАЗе даже в условиях кризиса сохранился кое-где рабочий дух, позволивший заложить производство в послевоенные годы. Особенно силен он в литейном цеху - в сердце заводской романтики.

Не унывает рабочий Евгений, обслуживающий уже 23 года электротельфер раздачи жидкого металла: «Зар-плата сократилась до Br1 млн. - раньше получали Br1,5 млн. Но уходит с завода в основном молодежь - видят, что работа здесь сложная, наверху, у ковша, температура 16000С. А люди укоренившиеся понимают: все еще должно рано или поздно заработать по-старому». Через год Евгений уже может выйти по стажу на пенсию, основную же массу рабочих все-таки будущее в условиях контрактной системы серьезно беспокоит. «Самое интересное начнется в октябре, когда у всех закончатся контракты», - говорит один из рабочих.

«Массовых увольнений не будет - выборочно будут увольнять, по 500-700 человек. Пришел капитализм: безработица, сокращения. Рабочие сами будут уходить. На стройке, если с мозгами и не алкаш, всегда заработаешь», - рассказывает другой, более старший и политически подкованный.

«Зарплату сократили почти наполовину - сейчас получаем по Br700 тыс. Текучка большая: я пришел из отпуска, уже половина всех людей на участке - новые. С сентября конвейер переходит на одну смену, а выпускать будем ударно по 50 автомобилей. Сейчас выпускаем 25 машин в смену», - говорит рабочий участка подсборки рам главного конвейера.

Подкрепившись в столовой механо-сборочного производства (обед из пяти блюд - щи, рисовая каша, котлета, салат, чай с лимоном - Br4 тыс.), корреспондент «БелГазеты» под проливным дождем отправился искать отдел дорожных испытаний, где представителям СМИ должны были демонстрировать выставку автотехники. Мимо изредка проносились, громыхая на ходу, электрокары. От одного из них отвалился и начал утопать в луже задний сигнальный фонарь. После оперативного спасения элемента освещения и вручения его водителю корреспондент «БелГазеты» получил радушное приглашение занять место в кабине. Об отделе дорожных испытаний водителю ничего известно не было: «Здесь всю жизнь можно ходить - и никогда не найдешь». Помогла кодовая фраза «выставка автотехники». «А, это еще с утра начали сгонять туда машины - приехала какая-то делегация. Сейчас доедем». Дверь не хотела закрываться, а автомобиль при этом угрожающе подпрыгивал на выбоинах заводской дороги. «Эти электрокары нужно было списать 5 раз, - добродушно заметил водитель. - Но не списывают - говорят: восстанавливайте. А как мы их восстановим? Ездим неизвестно на чем и на права еще на них же сдаем».

«Видели, какие автомобили стоят у входа на завод [на стоянке личного автотранспорта. - «БелГазета»]? А мы здесь вот на таких ездим», - так ответил водитель на вопрос о распределении выделяемых заводу средств, которые можно было пустить и на замену электрокаров.

Обещанный «тест-драйв» из-за проливного дождя в планируемом объеме так и не состоялся, а пресс-конференция с участием высшего руководства завода только добавила общих мест и экскурсов в славную историю завода, которыми День открытых дверей изобиловал еще с самого начала. «Время не раз проверяло нас на прочность и стойкость, - с металлом в голосе докладывал гендиректор МАЗа Николай Костень.- Вот и сегодня мы столкнулись с новыми испытаниями. Но отличительной особенностью автозавода всегда были целеустремленность и вера в успех. Они помогали коллективу справиться с поставленными задачами. Мы уверены, что так будет и на сей раз».
Добавить комментарий
Проверочный код