Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (706) 31 августа 2009 г. Общество

Снятое «маё»

31.08.2009
«Они бы ещё дятлов повесили»

Мария МНИШЕК

По итогам годового улучшения имиджа Беларуси британским пиарщиком лордом Тимоти Беллом, контракт с которым в середине августа не продлило белорусское правительство, Минск явно должен был стать более пригодным для кратковременного обитания здесь иностранного буржуа, сгибающегося под тяжестью собственной кредитной карточки и намеренного вложить избыток средств в национальную экономику. Вывески, карты, указатели могут облегчить залетному инвестору поиск объекта инвестиций. Однако единственной информационной новинкой на улицах столицы стали плакаты со слоганом «Беларускае - самае маё!».

Реклама в стиле «Купляйце беларускае» появилась на улицах в начале августа - всего в столице было размещено около 60 билбордов. Для создания имиджа также использовались слова «будзьма», «дзякуй», штрихкод и восьмиконечная звезда, элемент национального белорусского орнамента. По словам чиновников, к разработке данной кампании имеет отношение Ассоциация рекламных организаций. Исполнительный директор организации Игорь Самкин в интервью «Нашай Нiве» подтвердил эту информацию, добавив, что идея возникла после разговора с представителями Минторга. Билборды уже намеревались перебраться в регионы, когда Минторг неожиданно запретил «Самае маё». Рекламистов обвинили в непрофессионализме и скудности идей и обязали снять плакаты. В числе последних горожан, наблюдавших опальное «Самае маё» на видном месте, были пассажиры общественного транспорта, выезжающего с диспетчерской станции «Дружная». Высота расположенного через дорогу призматрона не позволила обезвредить его своевременно.

В остальном городское информационное пространство ничуть не мутировало в сторону европейскости. У хаотично перемещающегося по городу иностранца ничтожно малы шансы наткнуться на вывеску, указатель, билборд или карту на английском языке. За год количество маркеров, облегчающих инвестору спортивное ориентирование на местности, осталось прежним (если не считать нескольких дополнительных WC, доставивших друзьям белорусского народа немало приятных минут). Среди помещений, максимально адаптированных для нерезидентов, лидирует железнодорожный вокзал. Кроме надписей Сurrency exchange здесь распространена первобытная символическая письменность, которая оберегает иностранца от недугов: значки, изображающие человечка с подкосившимися ногами, предотвратят падение ценного инвестора с крутой лестницы, а перечеркнутая сигарета обеспечит ему профилактику рака легких. Зато все брошюрки у международных касс, посвященные свиному гриппу, СПИДу и чуме, составлены на русском и не дают инвестору шанса принять необходимые меры безопасности.

Оптимистической нацсимволики в городе прибавилось - создатели социальных хитов «Мы - беларусы!» или «Красуйся!» тщательно колонизировали многочисленные витрины продмагов. Особенно хорошо социальный оптимизм приживается в мясных лавках, где подпитывается изобилием высококалорийных изделий. Например, дзержинская «Фабрика здоровья» пестрит плакатами с изображениями Нацбиблиотеки, увязывающими физическую сытость с духовной.

Неподалеку от автобусной остановки размещен двусторонний стенд для картографической информации. Под заголовком «Туристская информация» действительно вывешена карта, однако на противоположной стороне, обозначенной как «Tourist information», вместо карты зияет белое пятно. Эта экономия карт - продуктов целлюлозно-бумажной промышленности - имеет общегородской размах: все прочие двойные стенды разумно оснащены картами в одностороннем порядке.

Более интересный вариант карты представлен в Троицком предместье - она не содержит английского перевода, зато особо важные объекты имеют вид объемных миниатюр. Не отходя от карты, можно полюбоваться красотами города - в качестве объекта N1 изображен Дворец республики, под N13 значится администрация президента, само же Троицкое занимает почетное предпоследнее место N62.

Билборды также не пополнились актуальной информацией. Более того, они создают в сознании иностранца несколько дефективный портрет нации. Каждый, кто попытается вообразить себе белорусский народ на основе плакатов серии «Мы - беларусы!», обнаружит, что местное население состоит из милиционеров, гребцов, жней, швей и румяных молодчиков, легко раскручивающих сразу двух девиц в кокошниках. Вертящийся призматрон напротив гостиницы «Юбилейная» демонстрирует гостям столицы надпись «Службе и спорту - олимпийские резервы!». Иллюстрацией к ней служит улыбающийся милиционер и поднятое за его спиной весло, создающее невнятное ощущение грозящей правоохранителю опасности. На втором плакате изображены вездесущие голуби и ремарка «Квiтней!». Наиболее концептуально выглядит третья сторона, заклеенная изображением занавеса. «А я в Крыму видел плакат «Мы - крымчане!», - восторженно сообщает 25-летний Максим. - Только представьте, слизали у наших! Там детки изображены в чем-то национальном, в матросках... Улыбаются!»

Даже в сфере социальной рекламы наметилась дискриминация иностранцев. На каждом шагу резвящегося гражданина РБ ласково опекают различные госведомства - отнимают спички, если гражданин не достиг половой зрелости, уговаривают не курить в постели и не употреблять наркотики, не лихачить, пристегиваться, не забывать чайник на включенной плите. Почетные места на пр. Победителей отведены креативному плакату МЧС с изображением широко улыбающегося огнетушителя - «Вы герой, вы победитель, вам помог огнетушитель!». Уже при виде третьего по счету подобного плаката у гражданина возникает желание броситься на локализацию ближайшего пожара. К сожалению, гражданин из дальнего зарубежья оставлен без присмотра и может натворить глупостей: плакаты не содержат иностранного перевода.

Лучше всего адаптировались продавцы офисных площадей, действительно рассчитывающие на забугорного покупателя. Некоторые рекламные слоганы хотя и не переведены на английский, но сделаны интернационально распознаваемыми с помощью нехитрых схем и формул. Например, растяжка «Продажа готовых офисных помещений» над пр. Независимости снабжена формулой со значками доллара и метра квадратного. Из схемы следует, что за меньшее количество долларов можно купить большее количество квадратных метров. Понятны любому представителю мирового капитала и значки скидок, заметные по всему городу. Правда, нередко они сопровождаются плакатами в стиле дадаизма. «Лови удачу в ГУМе» - гласит постер с синичкой, опускающейся в протянутую руку вместе с процентным значком. Этот бескомпромиссный креатив с синичками приковал внимание разве что двух молодых людей, ожидавших автобуса N100. «Лучше бы дятлов повесили», - почему-то произнес один из них.

Огромная Kastrychnickaya Square - и вовсе девственный оазис: кроме портрета артиста по фамилии Розенбаум, здесь не прослеживается никаких убедительных аргументов в адрес инвесторов. Квинтэссенцией всех попыток Минска стать гостеприимней выглядит вывеска одного из магазинчиков на проспекте - «ЗВЕЗDА». Даже если почетный гость столицы не уловит общего смысла, то, по крайней мере, хотя бы одну букву из этого месседжа точно поймет. Что позволит ему не чувствовать себя одиноким в одном из городов кириллического сектора планеты.
Добавить комментарий
Проверочный код