Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (706) 31 августа 2009 г. Дом

Спрос подогрели на плитке

31.08.2009
 
Татьяна НИКИФОРОВА

Если бы не кризис, рынок керамической плитки для внутренней облицовки мог бы стать одним из самых стабильно развивающихся в Беларуси рынков стройматериалов. Почти полностью контролируемый отечественными производителями, он, по оценкам участников рынка, прирастал в год приблизительно на 10%, а в период строительного бума потребление керамической плитки в Беларуси доросло до европейского уровня. Новые веяния в оформлении интерьеров позволяли производителям строить далеко идущие планы - плитка начала теснить не только краску и обои, но даже дерево.

«Объем белорусского рынка составляет около 10 млн. кв. м в год. Т.е. можно говорить, что мы достигли европейского уровня спроса. Среднеевропейский показатель потребления керамической плитки составляет 1 кв. м на одного жителя в год», - говорит начальник отдела маркетинга ОАО «Береза-стройматериалы» Дмитрий Борис. По его оценкам, около 70-80% белорусского рынка контролирует «Керамин», около 10% занимает продукция «Березастройматериалы» и до 5% - плитка Брестского комбината строительных материалов. Остальное приходится на импортную продукцию.

Широкое предложение качественной плитки отечественного производства вкупе с распространяющейся модой на использование плитки в оформлении интерьеров в пору строительного бума стимулировали спрос на белорусскую продукцию. «Раньше почти нельзя было встретить плитку в холле, а теперь этот материал все чаще выбирают для отделки не только кухни и санузлов. По сравнению с обоями или краской керамическая плитка более долговечна. А плитка для пола потеснила дерево, когда получили распространение полы с подогревом. Плитка ведь не боится высоких температур и не выделяет запахов», - комментирует тенденцию Борис.

Благоприятная рыночная конъюнктура стимулировала игроков рынка наращивать производственные мощности и увеличивать выпуск плитки как для внутренней, так и для наружной облицовки зданий. Крупнейший белорусский производитель «Керамин» реализовал инвестпроект по производству крупноформатной плитки стоимостью 18 млн. евро. Проектная мощность нового оборудования составила около 3 млн. кв. м плитки в год. В 2008г. «Березастройматериалы» ввели в строй итальянскую линию по производству керамической плитки стоимостью 4,5 млн. евро и мощностью 3 млн. кв. м в год.

Но с началом экономического кризиса производителям пришлось скорректировать производственные планы. Наиболее сложными для предприятий оказались первые месяцы кризиса, совпавшие с затишьем на рынке строительных и ремонтных работ. В ноябре-декабре 2008г. из-за сильного падения спроса продажи «Керамина» резко снизились, в результате чего предприятие пошло даже на приостановку производства.

Завод в Березе в начале года, вместо предусмотренного планом объема производства в 450 тыс. кв. м плитки в месяц, выпускал лишь 250 тыс. кв. м, а к середине года довел производство до 421 тыс. кв. м. По данным Белстата, в I полугодии 2009г. производство керамической плитки для внутренней облицовки сократилось в Беларуси на 12,6% к аналогичному периоду 2008г. - до 6,63 млн. кв. м, керамической плитки для полов - на 22,3%, до 3,21 млн. кв. м. При этом в первые месяцы 2009г. складские запасы керамической плитки для внутренней облицовки стен увеличились в три раза.

Несмотря на то что начатые строительные проекты в Беларуси не были массово остановлены, как в соседних странах, спрос на плитку существенно снизился, в т.ч. из-за потребительского пессимизма населения. Учитывая, что большая часть вводимого жилья сейчас сдается без отделки, производители ориентируются в основном на розничных покупателей. Как рассказала специалист по продажам компании «Белроскерамика» Наталья Солодкая, на строительные организации приходится менее 30% продаж компании, остальное делает розница.

В неопределенной экономической ситуации многие решили сэкономить и отложить запланированный ремонт до лучших времен. По оценкам специалистов, облицовка (без элементов декора) кухни, ванной и туалета в стандартной панельной квартире обходится в среднем в Br2-2,3 млн. плюс стоимость клея и оплата услуг мастера. К тому же, по мнению замдиректора по коммерческим вопросам «Березастройматериалы» Ивана Романчука, одной из причин резкого снижения спроса в начале года стало сокращение потребительского кредитования граждан - многие делали ремонт за счет банковских кредитов.

Серьезным ударом для белорусских предприятий стало падение строительного рынка Украины. «Главным экспортным рынком для нас была Украина, т.к. плечо доставки туда короче. Но если в 2008г. мы поставляли туда в среднем за месяц 110 тыс. кв. м облицовочной плитки и около 30 тыс. кв. м плитки для пола, то в 2009г. вынуждены были снизить экспорт до 40-45 тыс. кв. м облицовочной плитки и 15 тыс. кв. м плитки для пола», - говорит Борис.

В целом экспорт керамической плитки белорусского производства в I полугодии 2009г. снизился на 30,7% к уровню аналогичного периода 2008г. - до 6,72 млн. кв. м. Причем экспорт в Россию упал всего на 6%, до 5,23 млн. кв. м. По словам Романчука, конкуренция на внешних рынках осложняется тем, что производители в России и на Украине, работающие в самых низких ценовых сегментах, способны предложить рынку более дешевую плитку. Но в целом представители отрасли отмечают, что после нескольких месяцев спада внешние рынки оживляются.

К тому же в борьбе с западными производителями белорусские предприятия одерживают победу. Средняя цена экспорта белоруской плитки в I полугодии 2009г. составила $5 за кв. м, что на 25,4% ниже, чем в январе-июне 2008г. В Беларуси средняя стоимость кв. м керамической плитки в июле 2009г. составила Br23 тыс. против Br21,7 тыс. в конце 2008г. В то же время продукция европейских производителей в рублях подорожала примерно на процент девальвации.

Борис отмечает, что, вынужденно сократив экспорт, предприятие сумело поставить большие партии продукции на внутренний рынок, частично потеснив импортную плитку. Если в 2008г. в Беларуси завод ежемесячно реализовывал около 80 тыс. кв. м плитки, то в 2009г. нарастил продажи на внутреннем рынке до 130-140 тыс. кв. м. в месяц.
Добавить комментарий
Проверочный код