Подписка Архив номеров Распространение RSS
Четверг, 19 Апреля 2018 г.

БелГазета. Новости Беларуси. Белорусские новости
Тема недели
Рука Госдепа на пожарной кнопке
Экономика
488-й остаётся угрозой
Общество
«Шоу прекратите здесь устраивать!»
Газета
Свежий номер
Свежий номер
Тема недели События. Оценки Экономика Общество Modus vivendi
Расценки на баннеры
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
ПП НС планирует принять изменения в закон о СМИ, регулирующие деятельности интернет-ресурсов. Что должно измениться в медийном ландшафте РБ?
пора заканчивать с клеветой и фейками в Интернете
нужно поставить интернет-издания в одинаковые условия с традиционными СМИ
идентификация пользователей - насущная необходимость
блокировать сайты с незаконной информацией надо без суда
это еще один удар по имиджу РБ
Архив журнала Sexus
Facebook
№32 (704) 17 августа 2009 г. Визави

«Партизанфильм» выходит из окопа

17.08.2009
и возвращает «диссидентов»

Марина ГУЛЯЕВА

Через месяц режиссер некогда запрещенного на территории страны фильма «Оккупация. Мистерии» Андрей Кудиненко приступит к съемкам новой картины на «Беларусьфильме». Жанр картины сам Кудиненко определил как «бульба-хоррор». Закончено озвучивание драмы «Волки» режиссера Александра Колбышева, снимается эксцентрическая комедия Александра Канановича «Дерево». Все трое последние годы работали в России, но недавно были приглашены на «Беларусьфильм», и сегодня говорят о творческой свободе и об «отсутствии проблем с худсоветом».

О переменах на «Беларусьфильме» обозреватель «БелГазеты» поговорила с режиссером Александром КОЛБЫШЕВЫМ и драматургом и сценаристом Андреем КУРЕЙЧИКОМ.

Александр КОЛБЫШЕВ: «ЭТО РЕАЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ ХОРОШЕЕ КИНО»

- Вас удивило приглашение вернуться на «Беларусьфильм»?

- С некоторых пор я вообще перестал удивляться. Я так устал ждать, что просто перестал ждать. Как теперь кажется, что, может, надо и спасибо сказать, что я не работал в Беларуси. Потому как последние несколько лет пришлось поработать в России на сериалах - и не самых плохих, тем более, как кинорежиссер, я старался делать их по принципу кино, чем сильно были недовольны продюсеры. Они все время говорили: «Забудь про кино!» Я им отвечал: «Тогда забудьте про меня!»

Мне предлагали снимать на «Беларусьфильме» - я не прикидываюсь таким бедненьким и несчастненьким. Я видел сценарии «Вам задание», «Щит Отечества», «Днепровский рубеж», «Краповый берет», но мне не нравился материал. Наверняка вы видели фильм «Мы из будущего» - так вот, эта картина могла бы сниматься на «Беларусьфильме». Еще в 2003г. на сайте ВГИКа я нашел заявку на этот фильм, тогда он назывался «Черные копатели». Я списался с автором из Санкт-Петербурга, смог убедить его, что в Беларуси этот материал оторвут с руками. И… облом. Редактор «Беларусьфильма» Георгий Марчук сказал: «Ну нет! Это все уже давно известно! У меня есть более интересная вещь, классная вещь - моя. Почитай!» Я ответил: «Нет! Если вы не чувствуете этот материал, значит, я буду искать, где его можно снять». Но автор ждать не захотел.

И вот тогда я решил, что мне здесь делать нечего и что при первой же возможности уеду. Дело не в деньгах, хотя зарплата режиссера во время простоя составляет всего Br30 тыс. Но вы знаете, что такое режиссер без работы? Вы знаете, сколько израненных, искалеченных судеб? Почему мы уезжали и будем уезжать, если ничего не изменится? Потому что нет возможности для самореализации. И как только мне поступило предложение из России снимать «Опера. Хроники убойного отдела», я уехал и проработал там больше двух лет.

И вдруг звонок с «Беларусьфильма». Главный редактор Наталья Стежко сказала: «У нас сейчас новый директор, мы формируем новый сценарный портфель. Есть ли у вас что предложить?» А у меня был еще один сценарий, с которым я три года толкался на «Беларусьфильме», - «Волки». Под разными предлогами мне отказывали: мол, НКВД, отработанная тема. Хотя эта повесть Александра Чекменева, написанная в 1963г., совсем о других вещах, но отказывали. И в прошлом году, когда раздался этот звонок, я опять решил им отдать «Волков», будучи уверенным, что мне откажут. Надежды не было никакой! Сколько было редакторов и директоров, которым это было неинтересно, так почему новый директор должен чем-то отличаться? А через неделю опять звонок: «Приезжайте! Понравилось!» И я поехал с мыслью: «Ничего себе! Что же там такое произошло?»

Как сейчас помню - майские праздники в прошлом году. Тогда на худсовете состоялась моя первая встреча с Владимиром Заметалиным…

- И как впечатление от знакомства?

- Он на меня произвел очень хорошее впечатление. Может, потому, что мою идею, мое «родное дитя» приласкали и приняли. Но ведь поступки определяют человека? Должен сказать, что пока (постучу по дереву) у нас не было недопонимания с Заметалиным. Он доверяет мне! Мы сейчас делаем рекламный ролик «Волков» - тоже, кстати, предложение Заметалина, что, мол, надо продвигать фильм. Заметалин хотел, чтобы в ролике были представлены другие сцены, но я настаивал на своем решении. Можно было бы пойти на уступки: Заметалин просит, почему бы не согласиться… Но я хотел делать по-своему. Он спросил: «Ты уверен в этом?» - «Уверен!» - «Все, утверждаем!»

Пообщавшись в процессе производства фильма с Владимиром Заметалиным, я почувствовал в нем мощную хватку продюсера. И должен сказать, что не каждый российский продюсер обладает такой хваткой. Но я все время ждал: когда же будет конфликт? Не знаю, кстати, может, все еще впереди… Но тогда я все время ждал проблем, а их не было. Другое дело, что структура кинопроизводства осталась прежней. Скажем, очень не хватает специалистов. Мне не нравится система худсоветов, о чем я говорил Заметалину.

- И что он ответил?

- «Дело времени». Понятно, что нужно совершенствовать имеющуюся систему, очень важен институт продюсерства. Сегодня у нас один продюсер - Владимир Заметалин. Но чем отличается продюсер Заметалин от российского продюсера? Российский продюсер рискует своими деньгами, и он точно знает, почему он это делает. У нас немножко другая система.

- Но в любом случае, по вашим словам, складывается впечатление, что на «Беларусьфильме» происходят серьезные перемены…

- Думаю, да. Хотя кому-то, вероятно, кажется, что нет. Как и мне казалось, когда я не имел возможности снимать, что все несправедливо и мрачно. Истина всегда посередине.

- Судя по вашему рассказу, Заметалин все время контролировал процесс съемок, а на озвучивание картины, говорят, пришел министр культуры. Не слишком ли много контроля?

- В России контроль жестче. Здесь же свободы в творческом плане гораздо больше. Я все ждал: ну хоть бы с кем-нибудь поспорить! В самом начале я вообще все время ожидал конфликта, хотя меня никто не трогал. Мне Заметалин сказал: «Нам необходимо хорошее кино, а этот материал позволяет его сделать - так сделай!» Я сказал: «Сделаю, если мешать никто не будет» - «Не будет! Сделай!» И конечно, он помогал. В коммерческом кино между продюсером и режиссером никого нет, а здесь, знаете, сколько звеньев? И в этом проблема существующей структуры «Беларусьфильма».

- Вы согласитесь с Андреем Кудиненко, что с возвращением на «Беларусьфильм» Колбышева, Канановича и Кудиненко, снимающих три разножанровых картины, у «Беларусьфильма» появился шанс перестать быть «Партизанфильмом» и изменить лицо?

- Время покажет, но действительно мои коллеги снимают на «Беларусьфильме» очень разное кино.

- Вы сами все время оговариваетесь, что, мол, время покажет - боитесь, что перемены на «Беларусьфильме»…

- ...окажутся лишь ослаблением поводка? Я могу отвечать только за свою картину «Волки». Три года я не мог пробиться с этим сценарием! И вдруг на тебе! Я считаю, что это реальное желание сделать хорошее кино.

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Колбышев родился в Горловке (Украина). Окончил актерское отделение Киевского театрального института, работал в Брестском областном драмтеатре. Окончил мастерскую Виктора Турова Белорусской академии искусств, в 1998г. был зачислен в штат «Беларусьфильма» режиссером-постановщиком. Свою первую картину «Волки» на «Беларусьфильме» начал снимать в 2008г.

Андрей КУРЕЙЧИК: «БЕЛАРУСЬФИЛЬМ» ПРОСТО ДАРИТ ДЕНЬГИ»

- Недавно, вернувшись из творческой поездки в Голливуд, вы чрезвычайно жестко оценили продукцию «Беларусьфильма», назвав ее «чудовищной». Не слишком ли?

- Еще можно сказать, что картины слабые, провальные - суть не изменится. Это ведь не только моя личная оценка, такие вещи я слышу от коллег c того же «Беларусьфильма» и от самих зрителей. Прокат ведь очень чутко реагирует на зрительский спрос, а на белорусское кино людей просто нужно загонять. Притом что цены на билеты гораздо ниже рыночных, притом что проводятся встречи с актерами - ничего не помогает. Тест на зрителя белорусское кино не проходит.

- И не пройдет?

- В ближайшее время - нет. Достаточно вспомнить недавние «шедевры»: «Свежина с салютом», «Родина или смерть», «Вам задание», «Анастасия Слуцкая», «На спине у черного кота», «Днепровский рубеж». Все эти фильмы не просто не стали хитами - они даже не вышли в широкий прокат.

- Вы не верите в «Беларусьфильм»?

- Верю. Любую компанию можно изменить, изменив менеджмент, творческую, инвестиционную стратегию и т.д. Даже те компании, которые производили очень плохие автомобили, при продаже новому владельцу начинали делать очень хорошие. Все можно изменить.

- Нынешняя система менеджмента «Беларусьфильма» позволяет рассчитывать на перемены?

- Нет. То, что существует сегодня, не позволяет надеяться на лучшее, и я всегда об этом говорил. За каждый кинопроект должен отвечать какой-то человек, во всем мире такой человек называется словом «продюсер» - он берет на себя финансовую и творческую ответственность, он ведет проект с момента выбора сценария до конца. И не важно, работает он на себя или на государство.

- Режиссеры, которые сегодня снимают на «Беларусьфильме», таким человеком - «продюсером» - называют Владимира Заметалина…

- Заметалин - гендиректор «Беларусьфильма». Он не является человеком, который продюсирует фильмы в истинном смысле этого слова. Продюсер - человек, который зарабатывает лично, в зависимости от успеха или провала картины. Владимир Заметалин является нанятым директором, за творческую политику он отвечать не может. Хотя, вероятно, он действительно талантлив в своей сфере - в организации той же реконструкции «Беларусьфильма».

- Владимир Заметалин лично позвонил некоторым режиссерам с предложением вернуться на киностудию…

- Он действительно пытается найти людей. Но это не работает! Чтобы кого-то звать, нужно понимать, что ты хочешь сделать. Скажем, российский продюсер Ренат Довлетьяров считает, что нужно делать современные комедии. Для этого он приглашает специальных людей - меня, Александра Стриженова. Другой продюсер, Сельянов, считает, что в России нужно снимать честное, проблемное кино, и пытается собрать под него свою команду. Существует творческая концепция! Они знают, чего хотят.

Творческую концепцию «Беларусьфильма» я сформулировать не могу. Все хотят делать хорошее кино - и «Беларусьфильм», и «Казаxфильм», и китайцы, и японцы. Это разговор о качестве. Но мы не имеем стратегии! Мы хотим делать коммерческое кино? Или мы хотим тратить государственные деньги на арт-хаус? Высокобюджетное кино, низкобюджетное кино - какое? «Беларусьфильм» сегодня делает все, что ему приходит в голову, - что попадается, то и снимает.

- Но «попадается» Андрей Кудиненко, Александр Колбышев… На «Беларусьфильме» сегодня снимаются очень разные картины, что позволяет говорит о меняющемся облике «Партизанфильма»…

- Такое же разнообразие было и раньше. Снималась «Анастасия Слуцкая», параллельно какая-нибудь комедия и драма. И кстати, тоже были не такие уж и слабые имена - Пташук, Рыбарев и т.д.

Если компания знает, чего хочет, и не просто ищет разнообразия, а хочет иметь один коммерчески успешный фильм, два фестивальных, один телевизионный, два анимационных и по каждому проекту знает результат - это называется вменяемой стратегией. У нас же, насколько я понимаю, складывается так - они закончили снимать «Волки» Колбышева и «Дерево» Канановича, но понятия не имеют, что будут делать дальше.

Буквально на днях я встречал людей из «Беларусьфильма», которые советовались со мной, куда можно продать эти картины. Со мной, человеком со стороны! Это хаос. Так не делается! В России прокатная судьба фильма известна еще до начала съемок. «Любовь-морковь» была продана до начала съемок. Так работают все! И только «Беларусьфильм» сначала делает и только потом думает, как продать картину. Если «Беларусьфильм», как кинокомпания, занимается кино, чтобы извлечь какую-то выгоду, это делается не так. Если «Беларусьфильм» просто берет деньги государства, запускает картину, набирает людей и, по большому счету, дарит им эти деньги - это другая ситуация.

Правда в том, что пока «Беларусьфильм» просто дарит деньги. Да, все они работают, но если я, скажем, заказываю ремонт квартиры, я ведь хочу, чтобы люди не просто работали, а чтобы у меня была новая, красивая квартира. Мы, общество, как заказчики, - это ведь наши деньги - должны бы увидеть какой-то продукт. Мы инвестируем в вашу компанию наши деньги и хотели бы видеть результат, сборы, фестивальные призы, успех у зрителей - где он? Его нет. Мы даем деньги, а потом они кладутся на полку в виде фильмов, которые никто не хочет смотреть.

- Почему вы так категорично отказываетесь видеть положительные перемены на «Беларусьфильме»? Приглашены опальные режиссеры, утверждены сценарии, которые не утверждались годами, сами режиссеры заявляют о творческой свободе…

- Есть творчество, которое мне ни в коей мере не хочется критиковать. А есть компания, которая работает по определенной бизнес-модели. Бизнес-модель «Беларусьфильма» неэффективна! И мы это видим по объективным результатам, а не опираясь на мое субъективное ощущение.

- Пока еще только на ваше субъективное ощущение - вы не видели ни одной новой картины «Беларусьфильма» и не можете оценивать их шансы на успех…

-Я констатирую факты на сегодняшний день. Вчера я разговаривал с министром культуры. И он мне сказал, что на «Днепровский рубеж» были потрачены огромные деньги, но фильм показали по телевидению, исключив тем самым возможность проката.

Проблема в том, что у «Беларусьфильма» нет мотивации возвращения денег. Ну потратили деньги на одну картину - дадут еще. Зачем зарабатывать? А за провалы там никто никогда ответственности не несет! Факт в том, что ни один собственный проект «Беларусьфильма» не окупился.

Я бы предложил им ввести должности продюсеров: продюсер по коммерческому кино, фестивальному, телевизионному, анимационному и документальному. Высоких профессионалов в своей конкретной специализации. С каждым должен быть жесткий контракт: если проект по результату соответствует установленным требованиям контракта, то люди получают процент, если нет - голую зарплату - и на улицу. Продюсер - это человек, который полностью берет на себя ответственность за проект. Если Владимир Заметалин выступает продюсером, то он за фильм «Днепровский рубеж» должен быть уволен - потрачены государственные деньги, фильм провален. Значит, он не продюсер.

-Вам предлагали написать сценарий на «Беларусьфильме»?

- Да, я предложил сценарий молодежной комедии, которую можно было продать и на российском рынке. Но ничего не получилось - редактора «Беларусьфильма» обвинили меня в том, что этот сюжет был предложен российской компании. Это действительно так, но компания взяла другой сценарий очень маститого режиссера. А «Беларусьфильм» отказался: мол, им я предложил этот сценарий вторым, а вторыми мы быть не хотим. Не хотите - не надо. Вообще, я работаю только под заказ, я не хожу с папочками сценариев и никого не упрашиваю. Мне заказывают сценарии.

- Вы готовы себя признать «не самым умным, не самым творческим, не самым радушным, не самым честным»? Именно так в одном из интервью по возвращении из Америки вы охарактеризовали белорусский народ…

- Конечно. В особенности после общения с американцами. Меня поразило, как они искренне пытаются помочь всему миру! Правда, мир этого, конечно, не понимает… Половину вечернего времени на телеканалах занимает сбор денег для бедных стран. А мы… А у нас человека, который кому-то напакостил, взяли и сожгли живьем. И поджигателей отпустили. Нормально - ну сожгли и сожгли. Вот лицо Беларуси в XXI в.

СПРАВКА «БелГазеты». Андрей Курейчик родился в Минске в 1980г. Окончил юрфак БГУ. Работал юристом в международной юридической фирме «Власова и партнеры» (2000-01гг.), помощником председателя Белорусского союза театральных деятелей (2001-02гг.). Сыграл в фильмах «Дунечка» и «Партизанская мистерия», автор сценариев фильмов «Любовь-морковь», «Любовь-морковь-2», «Юленька».
Читайте также:
  • Спiсалi пiсьменнiка
  • За ценой постоим
  • Успеть до казни
  • Доцентов бы заставить
  • Слили мечту
Добавить комментарий
Проверочный код


БелГазета. Новости Беларуси. Белорусские новости

© 1995 - 2018. Все права защищены.

Использовать материал разрешается только со ссылкой на источник.

Пользовательское соглашение

Регистрационное свидетельство №598 выдано
10 августа 2009г. Министерством информации Республики Беларусь
Rambler's Top100
В номере
Тема недели События. Оценки Экономика Общество Modus vivendi
О "БелГазета"
Распространение Вакансии Газета Контакты Пресс-релизы
Новости партнеров Новости компаний

Рекламодателям
Отдел рекламы Расценки на баннеры Базовые расценки
"БелГазета" в соцсетях