Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (704) 17 августа 2009 г. Тема недели

Россия вскипела

17.08.2009
Размышления о текущем

Александр ГРИЦАНОВ

В середине XIX в. князь Горчаков, возглавивший министерство иностранных дел после позорнейшего проигрыша России в Крымской войне, разослал в зарубежные посольства специальный циркуляр. В нем присутствовала фраза: «Россия не сердится. Россия сосредотачивается». Спустя полтора века видно, что формат мышления президентской Москвы - в сравнении с императорским Санкт-Петербургом - отнюдь не оптимизировался. Даже о полноценном «сосредоточении» речь не идет: главы государства банально вскипели.

Начала войн, нередко затеваемых под воздействием эмоционального возбуждения державных лидеров, узаконены Кремлем задним числом. А начальники соседних и вполне суверенных субъектов международного права (как, например, Виктор Ющенко) удостаиваются публичных выволочек, допустимых лишь в системе отношений «сюзерен - вассал».

Последние нововведения в модель применения вооруженных сил России тоже обращают на себя внимание. Отныне (если Госдума ожидаемо поддержит поправки, внесенные Дмитрием Медведевым в Закон «Об обороне») кремлевский владыка обретет те же полномочия по применению российских войск за границей, каковыми располагает сегодня хозяин Белого дома.

Впрочем, отсутствие четкой правовой базы на сей счет год назад отнюдь не смутило наших восточных соседей: войска в Южную Осетию и Абхазию были введены под предлогом «выполнения международных обязательств». Или (как по другому поводу высказался Владимир Путин): «Товарищ Волк лучше знает, кого ему кушать». Тогда же, кстати, обошлись без необходимой санкции Совета Федерации (его спикер объяснил, что речь идет лишь о наращивании контингента миротворцев в зоне конфликта) и без соблюдения нормы, согласно которой воевать всерьез могут лишь контрактники (да и то - на строго добровольной основе).

Сейчас достаточными основаниями для использования «последнего довода королей» станут считаться и необходимость отражения нападения на дислоцированных за рубежом российских военных, и намерение Кремля предотвратить агрессию против другого государства, и даже защита граждан России и ее судоходства от морских пиратов. Воюй - не хочу. При этом Минобороны (вопреки закону 1995г.) будет самостоятельно решать, кого именно посылать в топку боев (хоть призывников, хоть контрактников).

Последние законодательные инициативы в Москве всерьез обеспокоили ее ближайших соседей: оппоненты Кремля получили возможность заявить, что вслед за Тбилиси под «раздачу» может попасть кто угодно - от Ташкента до Минска и Киева. Дань этим опасениям воздал даже обычно брутальный и уверенный в себе белорусский президент, признав, что главным принципом существования Североатлантического блока (НАТО) выступает тот благородный принцип, что «сильные защищают слабых».

По большому счету, Россия сделала после прошлогодней войны ровно столько, сколько она обязана была сделать (принято решение перейти от 1800 сухопутных бумажных «кадрированных» дивизий к 170 бригадам постоянной боеготовности). Поправки в закон тоже нужны: нерасторопность принятия решений политическим руководством - бич армии. Но эта трансформация обязательно должна сопровождаться мелиорацией сознания самого высшего руководства.

Скажем, в Крыму предостаточно российских военных и гражданских лиц, а также судов с триколором (вооруженных и нет). И кто из них - возможно, без особой надобности - призовет к помощи, не известно. Но общественность (в лице избранных депутатов), как и раньше, не сможет проверить обоснованность вопля. Перестроенная армия будет, разумеется, благом, но задачи ей ставить необходимо тоже по-новому…
Добавить комментарий
Проверочный код