Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (704) 17 августа 2009 г. Тема недели

Хук по-братски

17.08.2009
«Рука Москвы» сворачивает фигу

Ярослав РОМАНЧУК

Отношения между руководством Беларуси и России испортились надолго. В условиях кризиса «невидимая рука» союзнических отношений превращается в жесткую внешнеэкономическую хватку обозленных и нервных номенклатурных и отраслевых лоббистов. Сдерживающие их напор факторы - союзническая дружба, военное сотрудничество, внешнеполитическое единство - явно ослабли.

ГАЗОВЫЙ КУЛАК

Газовый конфликт тлеет и по воле руководства «Газпрома»/Кремля готов в любой момент взорваться. Цена на газ на весь 2009г. не урегулирована. Объемы импорта газа в Беларусь в этом году меньше запланированных примерно на 35%, а за недобор газа принято платить пеню и неустойку. И этот вопрос непременно поднимется при повышении эмоционального накала между правительствами Беларуси и России. Пока не будет серьезных политических уступок официального Минска, Москва решительно настроена на переход на рыночные цены на газ для Беларуси.

Белорусские власти тоже приберегли свои козыри в переговорах с «Газпромом». Первый - цена транзита. Ресурс данного аргумента ограничивается ставкой транзита газа через Украину. Второй - возможность продажи оставшихся 50% акций «Белтранс-газа». Правительство постарается еще больше выхолостить значение и роль этой структуры на газовом рынке страны, а потом попытаться продать «Газпрому» оставшуюся половину за те же $5 млрд. Российский монополист явно не согласится, но торг может быть интенсивным, особенно если бонусом ему будет предложено выкупить часть «Белтопгаза». Это производственное объединение из 50 организаций работает в абсолютно закрытом режиме. Не исключено, что в ближайшие 2 года власти решатся начать его продавать по причине острой нехватки денег в бюджете. А «Газпром», естественно, захочет поучаствовать в этом процессе.

Кремль кровно заинтересован в бесперебойном транзите газа в Европу. Начав дипломатическую и информационную войну против Украины, российское правительство едва ли будет рисковать окончательно испортить отношения со вторым транзитером - Беларусью. Поэтому прекращение поставок газа маловероятно.

Александр Лукашенко прекрасно понимает сегодняшнюю транзитную уязвимость России и непременно будет напоминать про Союзное государство и про то, что цены для Беларуси должны быть внутрироссийскими. Однако президент не захочет выступать в качестве угрозы энергетической безопасности Европы, поэтому несанкционированный отбор газа едва ли возможен, а вот игра ставками налогов за пользование белорусской землей и экологией - запросто.

Цена газового вопроса приличная. В случае потребления Беларусью 20 млрд. куб. м газа по $150 за 1000 куб. м нам надо ежегодно платить «Газпрому» $3 млрд. За минусом поступлений по транзиту - $2,75 млрд. Если же цена будет $200, то это уже на $1 млрд. больше. В ситуации острого кризиса платежного баланса найти «лишний» миллиард будет сложно - у Беларуси и так самое плохое среди переходных стран отношение краткосрочного долга к золотовалютным резервам (почти 300%). Любое увеличение текущих расходов грозит обвалить хрупкую стабильность. Горячие головы на московском политическом и газовом олимпе это прекрасно понимают.

НЕФТЯНОЙ ЗАХВАТ

Вторая линия потенциального конфликта номенклатурных и властных элит Беларуси и России лежит в нефтяной сфере. Российская нефтянка настаивает на окончательном закрытии белорусского нефтяного оффшора. После выравнивания экспортных пошлин и отмены большей части бюджетных компенсационных выплат переработка сырой нефти на белорусских НПЗ теряет свою былую привлекательность.

Официальный Минск снова будет ссылаться на Союзное государство и настаивать на отмене пошлин при вывозе сырой нефти на переработку в Беларусь. Российские нефтяные бароны будут против, за исключением тех, которые давно и прочно работают на наших НПЗ. Кремль пойдет на отмену экспортных пошлин только после подписания Конституционного акта или после продажи белорусских НПЗ российскому бизнесу. Поскольку идти на такие уступки Минск не намерен, нефтяные переговоры обещают быть нервными и напряженными. Беларусь еще в этом году потеряет 50-60% валютной выручки от экспорта нефтепродуктов (по сравнению с 2008г.) - около $6-6,5 млрд.

Официальный Минск будет делать все, чтобы сырая нефть обходилась белорусским операторам нефтяного рынка как можно дешевле. В 2009г. импорт нефти из России по сравнению с 2008г. сократится примерно на $4-4,5 млрд. Очевидно, что ценовая динамика не в пользу Беларуси. Цена переговоров по нефтяным пошлинам - $2-2,5 млрд.

Сегодня ни Кремль, ни официальный Минск не готовы к серьезным уступкам друг другу. Москва готова ждать, а вот нефтяную дыру в белорусском бюджете и растущий дефицит валюты компенсировать будет нечем. В качестве козырей в споре правительство Беларуси попытается указать на возможность роста налогов под нефтяными трубами России в Беларуси. До перекрытия трубы точно не дойдет, но в ход могут пойти неэкономические аргументы типа «ПВО», «мы ваши единственные союзники» или «наша армия вас защищает». Монетарный вес этих аргументов подвержен сильной инфляции, поэтому абсолютные цифры сегодня назвать очень сложно.

ФИНАНСОВЫЙ ХУК

В последние 10 лет белорусское руководство проводило такую политику, в результате которой Россия на остаток 2009г. и на 2010г. осталась нашим кредитором последней надежды. Оставшиеся от обещанного кредита $500 млн. нас явно не спасут - для поддержки стабильности нужно как минимум в 10 раз больше. Министр финансов России Алексей Кудрин будет иметь для финансов нашей страны даже большее значение, чем тамошний главный санитарный врач Геннадий Онищенко для отечественных молокозаводов. Естественно, они будут вести публичные дискуссии, которые при сохранении внешнего спокойствия будут управляться Кремлем.

Сегодня «рука Москвы» может дорого взять за очередную порцию кредитов. Вероятная цена - признание Южной Осетии и Абхазии, подписание договора о создании Коллективных сил быстрого реагирования, продажа ряда предприятий и банков. В этом случае вполне возможны коммерческие кредиты - например, «Белпромстройбанк» получит от Сбербанка РФ $1 млрд., их не отдаст и автоматически сменит хозяина, по такой же схеме может произойти «прихватизация» НПЗ, химических предприятий или энергетики.

Без сомнений, в России также нашлось бы много желающих приобрести в Беларуси хорошую недвижимость. Официальный Минск упирается, не хочет пускать переговоры в это невыгодное русло. Острота его желания ехать к Кудрину напрямую зависит от наличия «живых» денег на счетах крупных госпредприятий, регулярности выплаты зарплаты и пенсии, а также градуса социального недовольства белорусов. Кремль это понимает. Его финансовый хук, вероятно, будет в форме затягивания переговоров и поиска аргументов, почему кредиты давать, в принципе, надо, но позже.

ПЕТЛЯ БЛОКИРОВКИ РЫНКА

Если по газу и нефти «рука Москвы» втянута в сложные переговоры, то по доступу на российский товарный рынок у Беларуси адекватных по силе и весу аргументов просто нет. За 6 месяцев 2009г. наш экспорт в Россию уменьшился на 46,9%, импорт из РФ упал на 39%. Дефицит торгового баланса сократился с $6,83 млрд. в январе-июне 2008г. до $4,6 млрд. за аналогичный период 2009г. При этом общий торговый дефицит товарами за этот же период у нас вырос с $2,23 млрд. до $3,95 млрд., т.е. на 77%. Ежемесячно мы добавляем в среднем $600-700 млн. торгового дефицита.

Кремль прекрасно понимает зависимость белорусского экспорта от гостеприимства российского рынка. Санитарный кордон Онищенко (сертификаты, нормы, стандарты безопасности и т.д.) и нетарифные меры ограничения или блокировки белорусских товаров от министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной (квоты, товарные перечни, режим ввоза, маркировка, лицензирование, условия участия в тендерах и т.д.) будут активно использоваться для придания веса аргументам Кремля. Тем более что они поддерживаются прямыми российскими конкурентами белорусских производителей.

До конца года сохранится напряжение для экспортеров белорусского продовольствия. По мясо-молочным продуктам мы можем потерять $600-750 млн. выручки, по химическим товарам - более $100 млн., по пластмассам - $250-300 млн., по текстилю - $250-300 млн., по металлам - $600-700 млн., по машинам и оборудованию - на $1-1,2 млрд., по средствам транспорта - на $1,5-1,7 млрд. В сумме получается $4-5 млрд. Компенсировать эти потери белорусским производителям в 2009г. нечем. Новые рынки старыми товарами не завоюешь. Кремль тоже это хорошо понимает. Поэтому убеждение торговым протекционизмом в 2009-10гг. будет усиливаться.
Добавить комментарий
Проверочный код