Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№32 (704) 17 августа 2009 г. Экономика

Александр Сомин*: «По-прежнему продаётся фантастика и эзотерическая литература»

17.08.2009
Антикризис



«БелГазета» продолжает цикл публикаций о состоянии белорусской экономики в условиях мирового кризиса, авторы которых не журналисты, а представители частного бизнеса и госсектора

- Что касается интереса к книгам и тяге к чтению, то это не изменилось: как было у людей желание читать - так оно и осталось. Количество людей, посещающих книжные ярмарки, практически не уменьшилось. Но если раньше приходили и покупали (пришли, увидели книжку и купили), то сейчас - увидели книжку, спросили, сколько стоит, прошлись посмотрели, есть ли где дешевле, и потом либо вернулись и купили, либо пришли на следующий день и купили. Более внимательно начали относиться к цене. Последнее время частенько просят отложить нужную книгу на несколько дней, на неделю - пока получат зарплату.

Еще одно наблюдение. В этом году меньше т.н. эмигрантов - наших бывших соотечественников, живущих сейчас за границей и приезжающих сюда преимущественно в летний период. Они всегда покупают много книг, т.к. там это намного дороже. Видимо, кризис и кого-то из них затронул.

Если брать по разделам и тематике, на том же уровне, как и раньше, продается фантастика. У нас большой отдел эзотерической литературы - продается постоянно и хорошо. Не то чтобы спрос не уменьшился - но покупать хуже не стали. Существенного снижения продаж по разделам я не могу отметить, но, например, мемуарная литература, которую покупают больше люди старшего возраста, идет сейчас чуть хуже. Складывается впечатление, что стали меньше покупать малоизвестных зарубежных авторов.

В остальном я не могу сказать, что кризис сильно повлиял на рынок книготорговли: люди как ходили, так и ходят. Но если раньше 20 человек подошло - 10 человек купило, то сейчас 20 человек подошло - купило 6.

В этой ситуации в книготорговле используют самые разные способы - кто что придумает. Самый распространенный - это распродажа. Например, книги, которые не продавались больше полугода, выставляются за полцены. Категория книг хороших, но недорогих, расширилась. Мы один раз просто сделали «день скидок»: повесили объявление «Только сегодня все книжки продаются со скидкой 15%». Тогда была рабочая суббота («суббочая работа», как мы ее в шутку называем), а мы от этого сильно зависим, людей было меньше - мы это и компенсировали тем, что скидкой привлекли интерес. А так каждый пытается что-то свое изобретать.

Немножко жестче стали относиться к расчетам поставщики. Издательства больше почувствовали на себе кризис, чем торговля, - они вкладывают деньги, и оборотных средств не хватает. Раньше они к срокам расчета относились более лояльно. Их кризис затронул больше и раньше. У нас еще продажи шли нормально, а уже почувствовали оттуда отношение более жесткое.

Мы не то чтобы стали меньше закупать книг - просто стали аккуратнее в этом плане. Допустим, у нас розничная сеть точек; если раньше у меня заказывали какую-то книжку - я ее сразу заказывал в Москве, то сейчас смотрю, не осталась ли она у меня где-то на точках: может быть, я оттуда сниму ее и отдам, вместо того чтобы заказывать. За счет внутренних резервов сокращаем лишние расходы. Зато больше приходится суетиться - забирать-привозить.

Если объективно смотреть на новую ситуацию, то приходится повышать эффективность своей работы, больше считать. Не могу утверждать категорично, но мне кажется, что сегодня тем, у кого меньше возможностей, меньше ресурсов, сложнее выжить. Если у человека одна торговая точка и выручка на ней упала, он это сразу почувствует в финансовом отношении. Если ассортимент узкий - малейшее изменение спроса сразу отражается на выручке. Перестроиться сложно, а финансовые возможности ограниченные. Вот и выживают самые мобильные и изобретательные.

А если несколько точек и ассортимент там большой, то за счет перераспределения ассортимента (где-то продажи идут слабее, где-то остались хорошие) оставаться на плаву проще.

Как будут обстоять дела на рынке книжных продаж, во многом зависит от развития ситуации в экономике в принципе. В первую очередь - в экономике российской, т.к. основной поток книг идет все-таки из России. Если там пойдет оздоровление, а у нас кризис еще будет продолжаться, то мы, книготорговцы, сразу почувствуем это.


* учредитель фирмы «Книгоградъ»
Добавить комментарий
Проверочный код