Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (704) 17 августа 2009 г. Экономика

«С посредниками боролись чётко»

17.08.2009
 


Мингорисполком распространил методические рекомендации руководителям промышленных предприятий по работе с индивидуальными предпринимателями и субъектами малого бизнеса. Цель все та же - стимулирование экспорта.

Мингорисполком рекомендует руководителям предприятий применять непопулярные доселе меры: широко производить уценку товаров, практиковать возврат предприятию нереализованной продукции, использовать частичную предоплату или рассрочку платежа за отгруженный товар. О том, при каких условиях возможно выполнение этих рекомендаций и что еще можно сделать, чтобы активизировать малый бизнес, корреспонденту «БелГазеты» рассказал индивидуальный предприниматель Иван ГОРДИЕВСКИЙ, занимающийся торговлей двигателями и коробками передач.

(На фото: Иван Гордиевский:«Госпредприятие без соответствующего постановления никогда не уценит товар. Потом ведь придут и скажут: «А чего у тебя тут такое? Основание покажи»)

- Авторы рекомендаций предлагают промпредприятиям отпускать товары по оптовым ценам. Ранее ИП таких щедрот не получали…

- Это назрело. Возьмем завод карданных валов в Гродно. У него есть три цены на один товар: для собственного потребления, для оптовой продажи внутри республики и для продажи в России. Они солидно различаются. На заводе говорят: «Мы сами в Россию продаем, почему вам должны по маленьким ценам отпускать?» И отрезали массу предпринимателей от торговли их продукцией. Открыли несколько торговых домов, начали поставлять оптом и вот результат - завод лежит на лопатках. Надо бы разработать единую ценовую политику. Например, есть одна цена, и ее должны знать все, а то звонишь на завод: «Сколько то и то стоит?», а они: «А вам для чего? Вам куда? Какая партия? С чем вы есть это будете?»

- Еще один пункт рекомендаций - снять ограничения для отпуска товаров тем ИП, которые занимаются экспортом…

- Правильно. Я знаю завод, выпускающий запчасти. Он уже года три не отпускает продукцию для продажи внутри страны - только для собственного потребления. И сейчас, наверное, не отменили эту норму. Они сами экспортируют продукцию оптом в Москву, наши предприниматели едут туда, покупают эти запчасти к МАЗу, а потом продают их здесь. Вот к чему привели все эти ограничения.

- И чем завод мотивирует такое поведение?

- Борьбой с посредничеством. Еще в 2000г. нужно было создавать дилерскую сеть для работы внутри Беларуси. До сих пор так и не создали. Может, сейчас начали заниматься. Говорят, «мы боролись с посредниками». Боролись, конечно, там четко.

- Зато теперь им рекомендовано «широко производить уценку товаров». Насколько это реально?

- Ну, это уже, знаете, сложно… Частная фирма уценку проведет без проблем. Частник же и так уценивает: ему выгодно продать, пусть даже рентабельность будет 5%. Госпредприятие без соответствующего постановления никогда не уценит. Потом ведь придут и скажут: «А чего у тебя тут такое? Основание покажи». У нас директора на такой шаг вряд ли пойдут: «Зачем мне свою голову под гильотину подставлять? Лучше пусть гниет все». Если будет нормативная база, то вопрос другой. Рекомендация - это так: сказал и забыл.

- Руководителям также советуют пользоваться такими непопулярными мерами, как частичная предоплата и рассрочка платежей…

- Ситуация вполне логичная. Сейчас, при затаривании, можно пойти на это. Наши заводы в последнее время давали товар только по предоплате. Конечно, если есть хорошие давние связи, то кто-то из руководителей может взять на себя риск и дать без денег. Хотя у нас некоторые так и на Россию работали.

- А как вам такая рекомендация: «Практиковать возврат предприятию нереализованной субъектами малого предпринимательства продукции»?

- Принимать обратно нереализованную продукцию - это уже из области фантастики. Может, и практикуют что-нибудь подобное. Если продукция уже кем-то куплена, тогда, извините, тут уже проблема того, кто купил. Кто ж согласится брать обратно? Принимать можно, если дали товар на реализацию, а он не продан. Тогда предприятию действительно лучше брать обратно продукцию и попытаться реализовать ее, чем ждать еще пять лет деньги. Не знаю, насколько это сейчас жизнеспособно.

- Есть и стратегический совет: отслеживать регионы, в которых планируется реализация товара с целью сохранить существующую дилерскую сеть и не допустить ценового демпинга…

- На предприятии нужно держать целую службу, чтобы что-то отследить. Если вывозить продукцию в Россию, то там столько регионов! Там две области рядом, а цены могут на 10-15% отличаться. Все мониторить нереально, я просто не представляю. Да и какой демпинг? Рынок есть рынок - кто за сколько продал. Если кто-то демпингует, то он товар или украл, или купил дешево.

- И все же, можно ли ждать каких-то инициатив от руководства предприятий после озвучивания списка рекомендаций?

- Рекомендации - они и в Африке рекомендации. Их можно почитать и забыть. Если на их основании примут соответствующие законы - тогда будет толк.

- А что нужно лично вам, чтобы переключиться с импорта на экспорт?

- Отмена статистического декларирования по ввозу и вывозу товара. Это такая глупая вещь! Сейчас декларация делается по любой поставке. Что бы ты официально ни вывозил, нужно идти в таможенный орган и декларировать для статистического учета. Извините, но мы работаем на Россию, платим нулевую ставку НДС, все документы, которые касаются РФ, проходят через налоговый орган - это стопроцентный учет. Так зачем его двойным делать? Это отнимает много времени (сутки, а то и двое) и нервов. Декларирование ведь не отражает реального положения дел. Много товара, как вы сами понимаете, проходит мимо таможни. Там по импорту погрешность процентов в 30-40%, если брать частные структуры. Это только замедляет процесс экспорта.

Еще вопрос - бланки строгой отчетности. Сейчас надо писать заявку на получение новых накладных. Занимает это сутки. Раньше было очень просто: пришел в киоск, дал свидетельство о регистрации и купил. А сейчас приходишь в налоговую, пишешь экономическое обоснование того, что ты потратил 20 накладных, а нужно 30. А они говорят: «А зачем тебе 30?» Нужно отменить эту систему и просто разрешить покупать по свидетельствам. Ну и можно попросить банки снизить ставку по кредитам (смеется).
Добавить комментарий
Проверочный код