Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№32 (704) 17 августа 2009 г. Экономика

«С посредниками боролись чётко»

17.08.2009
 


Мингорисполком распространил методические рекомендации руководителям промышленных предприятий по работе с индивидуальными предпринимателями и субъектами малого бизнеса. Цель все та же - стимулирование экспорта.

Мингорисполком рекомендует руководителям предприятий применять непопулярные доселе меры: широко производить уценку товаров, практиковать возврат предприятию нереализованной продукции, использовать частичную предоплату или рассрочку платежа за отгруженный товар. О том, при каких условиях возможно выполнение этих рекомендаций и что еще можно сделать, чтобы активизировать малый бизнес, корреспонденту «БелГазеты» рассказал индивидуальный предприниматель Иван ГОРДИЕВСКИЙ, занимающийся торговлей двигателями и коробками передач.

(На фото: Иван Гордиевский:«Госпредприятие без соответствующего постановления никогда не уценит товар. Потом ведь придут и скажут: «А чего у тебя тут такое? Основание покажи»)

- Авторы рекомендаций предлагают промпредприятиям отпускать товары по оптовым ценам. Ранее ИП таких щедрот не получали…

- Это назрело. Возьмем завод карданных валов в Гродно. У него есть три цены на один товар: для собственного потребления, для оптовой продажи внутри республики и для продажи в России. Они солидно различаются. На заводе говорят: «Мы сами в Россию продаем, почему вам должны по маленьким ценам отпускать?» И отрезали массу предпринимателей от торговли их продукцией. Открыли несколько торговых домов, начали поставлять оптом и вот результат - завод лежит на лопатках. Надо бы разработать единую ценовую политику. Например, есть одна цена, и ее должны знать все, а то звонишь на завод: «Сколько то и то стоит?», а они: «А вам для чего? Вам куда? Какая партия? С чем вы есть это будете?»

- Еще один пункт рекомендаций - снять ограничения для отпуска товаров тем ИП, которые занимаются экспортом…

- Правильно. Я знаю завод, выпускающий запчасти. Он уже года три не отпускает продукцию для продажи внутри страны - только для собственного потребления. И сейчас, наверное, не отменили эту норму. Они сами экспортируют продукцию оптом в Москву, наши предприниматели едут туда, покупают эти запчасти к МАЗу, а потом продают их здесь. Вот к чему привели все эти ограничения.

- И чем завод мотивирует такое поведение?

- Борьбой с посредничеством. Еще в 2000г. нужно было создавать дилерскую сеть для работы внутри Беларуси. До сих пор так и не создали. Может, сейчас начали заниматься. Говорят, «мы боролись с посредниками». Боролись, конечно, там четко.

- Зато теперь им рекомендовано «широко производить уценку товаров». Насколько это реально?

- Ну, это уже, знаете, сложно… Частная фирма уценку проведет без проблем. Частник же и так уценивает: ему выгодно продать, пусть даже рентабельность будет 5%. Госпредприятие без соответствующего постановления никогда не уценит. Потом ведь придут и скажут: «А чего у тебя тут такое? Основание покажи». У нас директора на такой шаг вряд ли пойдут: «Зачем мне свою голову под гильотину подставлять? Лучше пусть гниет все». Если будет нормативная база, то вопрос другой. Рекомендация - это так: сказал и забыл.

- Руководителям также советуют пользоваться такими непопулярными мерами, как частичная предоплата и рассрочка платежей…

- Ситуация вполне логичная. Сейчас, при затаривании, можно пойти на это. Наши заводы в последнее время давали товар только по предоплате. Конечно, если есть хорошие давние связи, то кто-то из руководителей может взять на себя риск и дать без денег. Хотя у нас некоторые так и на Россию работали.

- А как вам такая рекомендация: «Практиковать возврат предприятию нереализованной субъектами малого предпринимательства продукции»?

- Принимать обратно нереализованную продукцию - это уже из области фантастики. Может, и практикуют что-нибудь подобное. Если продукция уже кем-то куплена, тогда, извините, тут уже проблема того, кто купил. Кто ж согласится брать обратно? Принимать можно, если дали товар на реализацию, а он не продан. Тогда предприятию действительно лучше брать обратно продукцию и попытаться реализовать ее, чем ждать еще пять лет деньги. Не знаю, насколько это сейчас жизнеспособно.

- Есть и стратегический совет: отслеживать регионы, в которых планируется реализация товара с целью сохранить существующую дилерскую сеть и не допустить ценового демпинга…

- На предприятии нужно держать целую службу, чтобы что-то отследить. Если вывозить продукцию в Россию, то там столько регионов! Там две области рядом, а цены могут на 10-15% отличаться. Все мониторить нереально, я просто не представляю. Да и какой демпинг? Рынок есть рынок - кто за сколько продал. Если кто-то демпингует, то он товар или украл, или купил дешево.

- И все же, можно ли ждать каких-то инициатив от руководства предприятий после озвучивания списка рекомендаций?

- Рекомендации - они и в Африке рекомендации. Их можно почитать и забыть. Если на их основании примут соответствующие законы - тогда будет толк.

- А что нужно лично вам, чтобы переключиться с импорта на экспорт?

- Отмена статистического декларирования по ввозу и вывозу товара. Это такая глупая вещь! Сейчас декларация делается по любой поставке. Что бы ты официально ни вывозил, нужно идти в таможенный орган и декларировать для статистического учета. Извините, но мы работаем на Россию, платим нулевую ставку НДС, все документы, которые касаются РФ, проходят через налоговый орган - это стопроцентный учет. Так зачем его двойным делать? Это отнимает много времени (сутки, а то и двое) и нервов. Декларирование ведь не отражает реального положения дел. Много товара, как вы сами понимаете, проходит мимо таможни. Там по импорту погрешность процентов в 30-40%, если брать частные структуры. Это только замедляет процесс экспорта.

Еще вопрос - бланки строгой отчетности. Сейчас надо писать заявку на получение новых накладных. Занимает это сутки. Раньше было очень просто: пришел в киоск, дал свидетельство о регистрации и купил. А сейчас приходишь в налоговую, пишешь экономическое обоснование того, что ты потратил 20 накладных, а нужно 30. А они говорят: «А зачем тебе 30?» Нужно отменить эту систему и просто разрешить покупать по свидетельствам. Ну и можно попросить банки снизить ставку по кредитам (смеется).
Добавить комментарий
Проверочный код