Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (704) 17 августа 2009 г. Дисконт

Стоп-кадр

17.08.2009
«Головы» подешевели на 20-50%



Антикризисную оптимизацию расходов большинство белорусских частных компаний начали с пересмотра кадровой политики. На рынке труда впервые с начала экономического бума появилось значительное количество свободного персонала, который можно купить на 20-50% дешевле, чем еще год назад. Правда, спросом пользуются в основном «топы» и «звезды», в то время как от кадрового балласта - специалистов, не задействованных напрямую в производстве и продажах, - работодатели предпочитают избавляться.

Под сокращения (зачастую в более мягкой для работодателя форме вынужденного заявления по собственному желанию) попали в основном менеджеры низшего и - реже - среднего звена. «Компании избавились от т.н. офисного планктона - специалистов, которые не делали продаж. Это офис-менеджеры, администраторы, маркетологи, юристы и часть бухгалтерии», - утверждает директор кадрового агентства «МажорПерсонал» Татьяна Свиридо.

Дисконт к докризисной цене «белых воротничков» тем больше, чем меньшую прибыль они приносят компании и чем меньше востребованы рынком. Например, в последние месяцы высвободилось достаточно много менеджеров по персоналу среднего звена, спрос на которых невелик. «Раньше мы ежемесячно получали не менее 2-3 заявок на специалистов эйчар-сферы. Теперь вакансий нет вообще», - отмечает консультант по подбору персонала агентства «Коллекция открытий» Елена Лазаренкова.

Низкая востребованность рынком незамедлительно сказалась на зарплате специалистов. По данным Свиридо, если раньше процент, который получал, например, рекрутер, доходил до 30% от суммы сделки, то теперь больше 20-25% никто не платит. Причем оклада у таких специалистов, как правило, нет.

«Стратегов» кризис затронул в меньшей степени, хотя и они в последнее время становятся жертвами кадровой чистки. Ряд предприятий предпочли отдать работу аналитических подразделений на аутсорсинг сторонним структурам, активизировав сотрудничество с консалтинговыми компаниями. Тарифы привлеченных специалистов выше, но, в отличие от труда штатного сотрудника, оплата их услуг производится разово. Та же участь постигла и финансовые подразделения. По оценкам игроков рынка, бухгалтеры, включая главбухов, уже подешевели на 10% и более.

Кризис затронул и сегмент строительных специальностей. Их представители массово высвободились после ухода с рынка небольших зарубежных компаний, сокращения объемов строительства в Беларуси и возвращения белорусских специалистов, занятых прежде в строительном секторе России и Украины. Рынок труда пополнили не только «руки», но и «головы» - базы кадровых агентств обновились приличными резюме лишившихся работы прорабов, гипов и гапов. Но зарплаты, на которые соглашаются эти специалисты, остались на уровне 2008г.

ЗВЁЗД НЕ ХВАТАЕТ

Наиболее востребованными в кризис оказались управленцы. «Специалисты топовых позиций - директор по персоналу, директор по маркетингу, начальник юридического отдела, коммерческий директор, директор по логистике, финансовый директор, топы строительных специальностей - востребованы в большем количестве, чем раньше. Компаниям нужны не исполнители, а люди, которые стратегически мыслят, могут проанализировать и спрогнозировать ситуацию на рынке», - отмечает гендиректор кадрового агентства «Квадрат» Светлана Коростелева. При этом, по ее словам, заказчики как минимум в 4-5 раз ужесточили требования к квалифицированным специалистам, одновременно в 1,5-2 раза снизив предложения по зарплате.

«Работодатели настроены на покупку «звезд» топ- и мидл-менеджмента. А сейчас им предоставляется возможность купить этих специалистов за меньшие деньги», - объясняет тенденцию директор агентства «Секрет успеха» Екатерина Вечер.

Впрочем, в этом сегменте рынка пока наблюдается затишье - владельцы бизнеса уже урезали на 20-30% зарплатные предложения топам, но те, имея финансовую подушку безопасности в виде сбережений, пока не снизили аппетиты. Так что сделок по покупке больших начальников на рынке пока немного.

Особую актуальность в условиях кризиса приобрели менеджеры по продажам (начальники отделов, торговые представители и простые специалисты), стабильно занимающие первые строчки в рейтинге самых востребованных профессий. Но и их зарплаты сейчас значительно ниже, чем год назад. По оценкам Свиридо, специалистам по продажам зарплаты урезали до минимума - постоянная часть их зарплат снизилась до $200, выплачиваемые сверх того проценты с продаж тоже стали ниже. Подешевели и топы в области продаж. «На $1200 директоры по маркетингу теперь идут с большой охотой», - утверждает Свиридо. Однако высококвалифицированных специалистов по продажам на рынке не так много - за них работодатели держатся до последнего, понимая, что с уходом таких менеджеров их клиентские базы тут же окажутся у конкурентов.

ОДНА ГОЛОВА - ХОРОШО

Серьезным конкурентным преимуществом при приеме на работу становится свободное владение английским языком, которое может обеспечить специалисту неплохой зар-платный бонус. «Мы наблюдаем приток иностранных инвесторов, а они начинают подбор персонала с исполнительного директора, финансового контролера либо аудитора и главного бухгалтера с английским языком. Им в помощь обычно набирается англоговорящий секретарь либо личный помощник», - утверждает Коростелева.

Не менее востребованы сегодня «многостаночники» - менеджеры, которые способны выполнять функции специалистов смежных специальностей. Кадровая чистка офисного персонала сделала таких сотрудников незаменимыми. «Все хотят мультифункциональных людей», - отмечает тенденцию Вечер.

Наименее востребованы рынком молодые специалисты без опыта работы. Вечер считает, что спрос на выпускников вузов никогда не был активным. Но если раньше коммерческие структуры были заинтересованы воспитывать специалистов самостоятельно, то теперь на это просто нет денег. «Работодатель прекрасно понимает, что создание рабочего места для молодого специалиста стоит денег и, по крайней мере, в первый год не приносит прибыли. В период кризиса не каждый может себе позволить инвестировать в персонал. К сожалению, в вузах не говорят, что поиск работы надо начинать с 3-4-го курсов, принимая предложения о бесплатных стажировках хотя бы для того, чтобы наработать какой-то опыт и внести строчку в резюме», - полагает Коростелева.

НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ

Как ни странно, в кризис не упал спрос на профессии «хорошей жизни» - на нянь, гувернанток, домработниц. Как отметили в агентстве «Семейные традиции», в некоторых случаях наниматели переводят такой персонал на неполный рабочий день, но в принципе спрос на его услуги остается стабильным.

Расценки на работу такого персонала сохранились на докризисном уровне - $2-2,5 в час. По мнению Свиридо, на этот сегмент рынка большее влияние оказал не кризис, а введение налога с физлиц, получающих доход от оказания подобных услуг в размере 45 евро в месяц: «Это непосильный груз, ведь многие работают один-два раза в неделю. Теперь люди будут скрывать, что подрабатывают нянями или помогают по хозяйству».
Добавить комментарий
Проверочный код