Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№30 (702) 03 августа 2009 г. Радости жизни

«У белорусов отношение к скульптуре странноватое»

03.08.2009
 
Марина ГУЛЯЕВА

Белорусский скульптор Андрей Осташов, чья галерея открылась на минувшей неделе в Минске, с видимым неудовольствием говорит о деньгах, кризисе и вообще обо всем материальном.

Хотя без обсуждения материального никак - ничего похожего на белорусском арт-рынке нет. Пока проект некоммерческий, «потом, может быть, работы будут продаваться». Но сегодня в небольшую светлую галерею, напоминающую гостиную, вход абсолютно свободный. Стоят диванчики, полки с книгами и, конечно, работы Андрея Осташова. На которые стоит посмотреть. Хотя вряд ли этот глагол уместен, поскольку уж слишком он обезличен и потому совсем неприменим к тому, что предлагает Осташов. Они все необыкновенно живые - настолько, что в какой-то момент начинаешь ловить себя на мысли, что едва ли не оглядываешься, чтобы увидеть вокруг себя тот мир, который создал в бронзе Осташов. Ужасно туда хочется - не знаю, где это и как там, но хотелось бы туда попасть. И пустить ползать черепаху, например. Мама с девочкой так смотрят на нее, что нет ничего важнее этого мгновения, когда они опустят черепаху на землю. И потом она, может быть, сдвинется на миллиметр.

(На фото: Андрей Осташов: «В Минске очень мало мест, где можно получить представление о том, что такое искусство»)

Нет ничего важнее этого миллиметра и желания, чтобы черепаха его совершила. Хорошо быть черепахой, весь мир для этих двух людей - это ты.

Коллеги считают его одним из самых успешных белорусских скульпторов, но он сам называет себя «скорее счастливым человеком». А успешность, неуверенно размышляет-спрашивает Осташов, видимо, прилагается к этому понятию. Да и нужна ли она, успешность? «Это не самое важное», - как будто только сейчас решает для себя Андрей. Между тем на его счету более 60 выставок, из которых 11 - персональных. Работы Осташова представлены в Национальном художественном музее, есть в частных собраниях Беларуси, России, Польши, Литвы, Голландии, Германии, Швейцарии, Испании, США, Музее искусств в Малаге (Испания).

«Кризис? Что-то негативное? Видимо, что есть такое…» - говорит он то ли мне, то ли опять так по-разному наблюдающим за нашей беседой людям в бронзе. «Вероятно, я ставлю перед собой не финансовые задачи, меня больше волнует то, что происходит там, внутри того, что я создаю. Это меня действительно интересует, а остальное как-то прикладывается».

А галерея просто была «мечтой», где «можно было бы полистать книги, куда мы будем привозить каталоги из-за рубежа, чтобы человек мог для себя почерпнуть что-то новое. В любом европейском городе есть галереи, потому что интересно не только пить пиво… В Минске очень мало таких мест, где можно получить представление о том, что такое искусство. Может быть, еще не пришло время. Но оно придет, обязательно».

Правда, «недавно дочка принесла фильм про конец света, что скоро все закончится. Но мысль материальна! Если когда-то здесь все рухнет, то это только из-за того, что мы об этом слишком много думали и в итоге сами это создали. Ведь негатив в пространстве создается на раз! Подумал, и всё - чернота тебя просто окружает. Давайте думать о хорошем, светлом, детском! В этом смысл - выдернуть людей из мрачного состояния, создав для них тайну, сказку, загадку. Ведь скульптура может быть такой! Но у нас, у белорусов, отношение к скульптуре странноватое. Самой значимой для нас всегда была монументальная скульптура, а станковую считали чем-то несерьезным. Но именно в станковой скульптуре художник может сказать столько, сколько никогда не скажет в монументальной».
Добавить комментарий
Проверочный код