Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№30 (702) 03 августа 2009 г. Радости жизни

Весёленькая выставка

03.08.2009
среди таблеток и драконов



28 июля в галерее «Лабиринт» в Нацбиблиотеке Беларуси (НББ) открылась выставка картин «Искусство аутсайдеров». Искусством аутсайдеров, как и термином «арт-брют», принято именовать творчество душевнобольных - музыку, живопись, литературу. К XXI в. арт-брют сформировался как отдельное и весьма уважаемое направление, воспринимаемое в большей степени как искусство, нежели как проект в защиту незащищенного социального слоя. Выставка такого рода проходит в Минске впервые; ее организаторами стали НББ и минский психоневрологический интернат N2.

Психоневрологический интернат N2, предоставивший для выставки работы своих подопечных, предназначен для постоянного проживания в большинстве своем престарелых граждан, страдающих хроническими психическими заболеваниями. Поэтому «искусство аутсайдеров» в НББ выглядело куда более степенным и мирным, чем многие его западные и российские образцы. Отсутствовали составившие славу арт-брют «фрактальные» работы, как и работы с сильно усложненной детализацией, свойственные художникам, страдающим шизофренией. Во всем остальном это была та самая «странная живопись», далекий белорусский родственник работ Адольфа Вёльфли, Генри Дарджера, Уилиама Курелека, Александра Лобанова и Луиса Уэйна.

А ЖИЗНЬ ПРОХОДИТ...

На выставке представлены 72 работы, выполненные 12 авторами. Центральное место занимает серия картин Л. Гурьяновой 1940 г.р., посвященная будням жителей интерната N2. На полотнах - пары смотрящих со стен и стеклянных дверей глаз; тщательно скопированные таблички «Психоневрологический интернат N2», «232 наблюдательная палата», «120 палата»; таблетки, врачебный халат, шприц, тумбочка, заправленная кровать; цветущий сад, заключенный в форму медицинского креста; изможденные лица собратьев по несчастью. Характерны названия работ: «А жизнь проходит», «Душа интерната», «За чертой жизни», «Депрессия», «Разлука». Все работы, за небольшим исключением, имеют прямое отношение к личности художницы, зачастую являясь отражением результатов ее самоанализа. Наиболее ранний этап жизни Я, запечатленный на картинах Гурьяновой, - час X, когда все изменилось. Молния разрезает небо и переламывает ветку дерева пополам, отломанная часть целиком обуглена, а на оставшейся на дереве части отсутствуют следы ожога: ветвь остается зеленой и цветущей до самого края («Поломанная судьба», 2009г.). Работы 2009г. - уверенные, выполнены в плакатной манере киноафиш. Картина 2008г. «Портрет девочки» отличается от них коренным образом - здесь еще обозначена перспектива, у девочки пухлые кукольные ноги, руки, лицо, яркая красная юбка является центром полотна. Ранее Гурьянова была профессиональным художником.

Творчество других бывших профессиональных художников, а ныне - пациентов интерната Л. Синицы (1957 г.р.) и Н. Литвиновой (1968 г.р.) также представлено большими сериями работ, может быть, не столь концептуальными, как у Гурьяновой. На картинах Синицы композиции из геометрических фигур («Круг в квадрате», «Линия добра») сменяются кровоточащими букетами («Жаркое лето»), гигантским красным заварочным чайником («Моя болезнь») и мягко оплывающими в дымных облаках свечами («Свеча сгорела»).

На картинах инвалида детства А. Бажина - преимущественно призрачные мифические создания: драконы («Дракоша»), полуптицы («Кивин») и полуобезьяны («Мечта»). Все они как будто растворены во вселенской дреме, сама же тема сна получает развитие в парной серии работ «Сон» и «Хаос». Центральный персонаж двух работ - странное белесое существо, блаженствующее среди цветов («Сон») или испуганно вытягивающее из них голову на тонком позвоночном хребетике («Хаос»).

ТОЛЬКО ДЛЯ СУМАСШЕДШИХ

Картины аутсайдеров могут выглядеть точно так же, как и картины психически нормальных художников, - но в них всегда будет одна или несколько деталей, от которых, даже незамеченных, становится не по себе. Сколько бы общество ни давало аутсайдерам «шанс реализовать себя», «ощутить свою общественную значимость», их работы всегда будут изображать мир чужой, замкнутый, настороженный и, уж конечно, не самый гостеприимный.

Все представленные на выставке картины датированы 2008-09гг., только одна или две - 2005г. «Такие занятия проходят как трудотерапия, арт-терапия. Надо же здесь чем-то заниматься. И, занимаясь арт-терапией, они занимаются у нас аутсайдерским искусством», - рассказывает помощник директора психоневрологического интерната N2. Класс арт-терапии в интернате открылся в 2008г. То ли из багажа прототипов арт-класса, то ли из театральной студии интерната вместе с картинами в галерею НББ перекочевали действительно жуткие существа - тряпично-соломенные куклы, которые будут сидеть здесь в углах до 28 августа, дня окончания выставки.

ЧТО ГОВОРЯТ

Светлана СУСАЛКО, заведующая по связям с общественностью НББ. На открытии выставки они показывали не только вот это художественное творчество, но и демонстрировали небольшой отрывочек спектакля, пели, танцевали. Ну, танцевали, правда, для них уже стипендиаты фонда по поддержке талантливой молодежи. В целом так красиво, тепло все прошло. Вообще, энергетически - это тяжелое мероприятие. Они вроде бы настолько добродушные: хочется обласкать их, обнять, прижать, все на свете подарить и кошелек вывернуть - а потом ходишь никакой. Наша даже замдиректора... Я ей сегодня говорю: «Людмила Геннадьевна, как вы себя чувствуете?» А она мне отвечает: «Светлана Анатольевна, я вчера дома не смогла к гостям выйти. Я приехала, у меня разболелась голова, как выжатый лимон. Я была никакая». Я думаю, что и Федор Ястреб, заведующий выставочным комплексом НББ, после вчерашней этой выставки так же себя чувствует... Хотя проект - на перспективу. Они хотят его и в Польшу вывезти, и в Москве показать. Сам по себе проект достаточно уникален и интересен. «Арт-линия», которая перед этим у нас была, отдыхает по сравнению с этим. Если обратили внимание, особенно вот эта работа, «Море» - я вообще в восторге, стояла бы не отрываясь. И «Роза» эта, посмотрите... Нашим художникам многим поучиться надо, как люди эти творят, как их душа чувствует, как они видят. Хотя люди достаточно такие... с больной психикой. Но ничего вопиющего здесь нет. Их можно здоровыми признать - это Ван Гог был аутсайдером. Или Малевич этот с «Черным квадратом»…

Максим ИВАЩЕНКО
Добавить комментарий
Проверочный код