Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№30 (702) 03 августа 2009 г. Экономика

Вор не всегда сидит в тюрьме

03.08.2009
Очевидное и невероятное с Александром ОБУХОВИЧЕМ



В начале XIX в. во Франции бытовала байка, что казнокрады и взяточники только ухмыляются, когда Наполеона при них называют «непобедимым». Как и Наполеон, придя к власти на волне общественного негодования разгулом коррупции и беспомощностью правительства, президент Беларуси смог лишь ограничить размер этого бедствия. Но, как и Наполеон, не смог победить его.

Судя по тому, что коррупционные скандалы вспыхивают время от времени и на «продвинутом» Западе, окончательная победа над коррупцией - дело грядущих поколений. Проблема нынешнего дня - максимально ограничить масштаб явления и не позволить ему оказывать существенное влияние на ход экономических процессов. Конечно, у нас - не Россия или Украина, где коррупция препятствует даже реализации важнейших национальных проектов, но у нас и сама коррупция, и активно-бюрократическая борьба с ней тоже стали существенным фактором экономической жизни.

Причем не всегда понятно, что приносит больше вреда. С одной стороны, высказанный Лукашенко российскому премьеру Владимиру Путину рецепт борьбы с коррупцией - «Сажать!» - пользуется широкой поддержкой населения и действительно позволил остановить волну коррупции, которая шла с Востока. С другой - антикоррупционный террор контролирующих органов серьезно ограничивает хозяйственную инициативу предприятий: под угрозой волны проверок директора предпочитают не рисковать.

Так, например, за последние годы, по причине наличия отдельных фактов коррупции закрыты почти все торговые дома и филиалы предприятий в России. Сейчас, в кризис, их остро не хватает.

Сегодня президент предлагает просить о помощи в сбыте частный капитал. Но все последние годы тесное сотрудничество госпредприятия с частной фирмой вызывало подозрения и волну проверок. Кто сказал, что при улучшении экономической конъюнктуры вектор политики в данных вопросах не изменится на обратный?

Сама по себе коррупция возникает там, где административное решение дает значительный экономический эффект для просителя. Произвол чиновника или директора госпредприятия (а директор у нас, де-факто, просто чиновник), отсутствие объективных критериев выбора им решений - вот почва для коррупции. И чем больше в экономике «ручного управления», чем больше размыты критерии оценки работы чиновника или директора - тем больше вероятность появления фактов коррупции.

Объективно у нас созданы все условия для ее процветания. Я не рассматриваю здесь бытовую коррупцию - она является следствием уровня общественной морали и в условиях сильного имущественного расслоения общества присутствует всегда. Эта болезнь лечится только контролем и безработицей и существенного влияния на экономические процессы не имеет. Речь идет о той коррупции, когда чиновник, как физлицо, используя свою должность, «участвует» в прибылях хозяйствующих субъектов.

Во-первых, отсутствует анализ экономического эффекта того или иного административного решения. Аналог - ситуация начала 90-х гг., когда коррупция на предприятиях основывалась на том, что отпускные цены предприятий были существенно ниже рыночных. Сейчас вопросы посложнее (закупка товара, размещение заказа, выделение земли, приватизация и т.д.), но принцип тот же: принятое чиновником решение приносит хозяйствующему субъекту дополнительную прибыль, часть которой передается чиновнику. Вопрос анализа - почему образуется эта дополнительная прибыль? И почему чиновник вправе решать, как она должна быть использована?

Во-вторых, нам до сих пор не удалось стабилизировать цены рынка. Нестабильность цен - благодатная среда для коррупции. Хотя закупки товаров, услуг по завышенным ценам наши предприятия чаще ведут из-за безденежья: завышенная цена является платой за отсрочки платежей. На Западе предприятию на помощь в таких случаях приходят банки, у нас - только ростовщики.

В-третьих, способствует коррупции безграмотность контролирующих органов. Читая полный ошибок отчет Комитета госконтроля о проверке ОАО «Минский приборостроительный завод» или наблюдая примитивную проверку НП РУП «Кварц-авто», другой вывод о квалификации контролеров и не напрашивается. Даже когда проверяющие получают команду «Найти!», они часто тупо пытаются поймать на знакомых им мелочах.

В-четвертых, и это главное, питательная почва для коррупции - всесилие чиновника. В отсутствие объективных критериев для оценки работы предприятий и их директоров, полной беззащитности директора перед лицом вышестоящего начальства, «крышевание» коммерческих структур и промышленных предприятий приняло массовый характер. Активно усваиваются худшие традиции советской «номенклатуры»: «непотопляемость» директоров, клановость, раздел «сфер влияния». Вот это - настоящая угроза для экономики страны.

В таких условиях борьба государства с коррупцией напоминает бег на месте - удается только сдерживать ее развитие. В рамках «ручного управления» экономикой государства решения проблемы коррупции нет.

Решение проблемы - в прозрачности и открытости экономических процедур, в создании стандартных программ финансового анализа, позволяющих провести анализ хозяйственной деятельности предприятия за минуты, в разработке промышленной политики и конкурсности назначения директоров. Но это уже будет другая экономика.
Добавить комментарий
Проверочный код