Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№30 (702) 03 августа 2009 г. Экономика

До последней капли валюты

03.08.2009
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

С 31 июля порядок возмещения банковских вкладов населения регулируется не президентским декретом, а законом. А каково материальное подкрепление 100-процентных гарантий возмещения банковских вкладов?

Ряд белорусских СМИ уже обратил внимание на то, что теперь по закону гарантированное возмещение вкладов в случае отзыва у банка лицензии на привлечение денежных средств физлиц возложено на соответствующее агентство. При этом, например, интернет-газета «Ежедневник» справедливо отмечает, что капитал агентства только к 2011г. предполагается довести до Br700 млрд., в то время как сумма вкладов населения уже исчисляется триллионами рублей. Исходя из чего делается вывод: поскольку «реального финансового обеспечения возвратности не видно», то во избежание возникновения непредвиденных ситуаций в банковской системе «основная ставка делается на контроль Нацбанка за стабильной работой других финансовых учреждений».

Но так было и до вступления закона в силу. И до создания агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов временная администрация по управлению банком-неудачником создавалась по решению Нацбанка. Поэтому компенсация валютных вкладов населению осуществлялась тоже без сбоев и порой даже в более полном объеме, чем было предусмотрено законом для большинства коммерческих банков ($1000 - до президентского декрета).

То, что законом сегодня расширен возможный круг источников формирования резерва агентства, конечно, хорошо. Но вряд ли это и «есть ответ сомневающимся в достаточности средств на возмещение вкладов». При этом «Ежедневник» делает туманный намек на то, что «если будет нужда, агентство изыщет дополнительные ресурсы. А если не изыщет, то пути их нахождения будут прописаны в законодательном порядке. И вряд ли это будут бюджетные средства».

От столь туманных рассуждений на тему гарантий вкладчик вряд ли предастся безмятежному сну. Ведь свои деньги он доверяет конкретному банку, а потому наблюдением за деятельностью любого банка должно заниматься не только соответствующее управление Нацбанка по надзору. Сам вкладчик тоже должен не терять бдительности, отслеживая всю публичную статистику о деятельности банка. Чтобы избавиться от напрасных волнений, каждому вкладчику следует вести себя так, словно он выступает в роли рейтингового агентства, которое, оценивая и прогнозируя деятельность банков, в конечном счете пытается выяснить, откуда может прийти помощь банку в непредвиденной ситуации.

Например, если речь идет о госбанках, то агентства всегда отмечают возможность государства оказать банку помощь в обеспечении его ликвидностью. По этой же причине коммерческие банки, образованные с участием стратегического иностранного инвестора, также имеют определенные преимущества перед остальными банками, поскольку могут рассчитывать на его финансовую поддержку. Что и находит соответствующее отражение в уровне рейтинга или прогнозе его изменения.

Например, рейтинг у госбанков в белорусских рублях всегда выше, чем в иностранной валюте. И вряд ли у обладателей банковских вкладов в рублях есть вообще хоть какие-то основания для беспокойства. Пострадать они могут только от инфляции и девальвации, а не от отсутствия рублей в республике.

Проблему гарантий вкладов сегодня стоит свести лишь к проблеме обеспеченности ликвидностью банковских валютных вкладов. Как показывает опыт, в экстремальной ситуации Нацбанк без ограничений расходовал золотовалютные резервы (ЗВР) для того, чтобы банки могли полностью удовлетворить все законные требования обладателей валютных депозитов, а также спрос, предъявляемый населением на валюту через обменные банковские пункты. Например, в начале 2007г., когда, по словам белорусского президента, «нам пришлось использовать треть золотовалютных резервов, чтобы отдать людям деньги, которые забирали в банках». Поэтому сегодня, рассуждая о полноте материального обеспечения банковских гарантий, в первую очередь стоит взглянуть на размер национальных валютных резервов, которые, в известном смысле, и есть линия последней обороны или единственная реальная финансовая основа обеспечения гарантий, предоставляемых государством вкладчикам.

Нацбанк стремится к увеличению ЗВР не только ради прогнозных показателей или обеспечения 3-месячного критического импорта. Их величина, по данным Белстата, исчисленная в международном определении, составляла на 1 июля 2009г. $2,65 млрд., а в национальном определении - $3,1 млрд., в то время как сумма всех валютных депозитов населения на ту же дату составила - $3,3 млрд. По каким критериям ни оценивай, а сумма ЗВР получается недостаточной. Поэтому Нацбанк как нельзя кстати ввел запрет на валютное кредитование населения. Запретив банкам использовать валюту в секторе потребительского кредитования, Нацбанк расширил внутренние возможности по увеличению ЗВР, поскольку теперь банкам стало выгодно осуществлять рефинансирование под залог валюты в рамках своп-операций.

Но главным источником пополнения валютных резервов страны сегодня остается внешнее кредитование. До конца года Беларусь в состоянии увеличить свой запас валютной прочности за счет внешних кредитов почти на $2 млрд. И пока республика получает кредиты из-за рубежа, вкладчикам действительно не о чем беспокоиться. Разве что мечтать о том, чтобы быстрее наступили те времена, когда экспортная выручка отечественных предприятий станет основным источником формирования золотовалютных резервов страны.
Добавить комментарий
Проверочный код