Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№30 (702) 03 августа 2009 г. Автостоп

Тяжкий груз

03.08.2009
 


Падение экспортно-импортных операций по всему миру сказалось на одной из традиционно сильных сторон белорусской экономики - транзите. По оценкам участников рынка, объем грузопотока через Беларусь по сравнению с докризисным периодом упал на 40%. В борьбе за транзитные грузы белорусские автоперевозчики вынуждены были значительно снизить тарифы, сократив рентабельность до минимума.

По оценкамначальника отдела маркетинговых исследований компании «Асстра Вайсруссланд» Ольги Зарицкой, тарифы на автомобильные грузоперевозки были снижены в среднем на 25%. Причем если ставки по направлению из России в Беларусь и тарифы на экспорт белорусских грузов почти не изменились, то тарифы на перевозку грузов, следующих из Центральной Европы в Россию, упали почти на 40%.

Снижение ставок позволило сохранить привлекательность транзита через Беларусь. По данным Минтранса, Беларуси удалось даже нарастить свою долю на международном рынке автомобильных грузоперевозок между Россией и Евросоюзом с 60% в 2008г. до почти 70% в 2009г. Перераспределение рынка произошло в основном за счет снижения транзита по территории стран Балтии. По данным Минтранса за I квартал 2009г., количество поездок иностранных грузовых автомобилей через Литву и Латвию снизилось на 55,6%, в то время как Беларусь потеряла только 23,7%.

«Белорусские компании могут конкурировать на международном рынке грузоперевозок в силу ряда преимуществ. Это высокое качество оказываемых нами услуг и сервиса, надежность, способность максимально оптимизировать собственные затраты при сохранении высокого качества и вместе с этим более низкая стоимость наших услуг по сравнению с большинством зарубежных компаний», - отмечает Зарицкая.

Но снизив тарифы, автоперевозчики потеряли и рентабельность. Некоторые игроки отмечают, что в первые кризисные месяцы им пришлось пойти на работу с рентабельностью, близкой к нулю, чтобы сохранить присутствие на рынке. При этом, утверждают собеседники, ситуация могла бы быть для них не столь сложной, если бы не высокая налоговая нагрузка (автоперевозчики давно предлагают отменить, например, налог на регистрацию транспортных средств) и рост дорожных сборов.

Пока главным аргументом в пользу белорусских перевозчиков остается привлекательная цена. Но по ряду позиций Беларусь явно уступает соседним странам-транзитерам. Так, в Беларуси слабо развита логистическая инфраструктура, а логистических центров класса «А» и «Б» почти нет. «Предложение совсем небольшое, но спрос еще меньше, - объясняет Зарицкая. - Большинство предприятий пользуются либо собственными складами, либо довольствуются более низким классом складских помещений, которых у нас тоже не так много. Прежде чем выходить на рынок логистических услуг, наши аналитики провели маркетинговое исследование, в том числе и в Беларуси. В результате мы сделали вывод: для того, чтобы рынок складских услуг существовал и развивался, в стране должен быть благоприятный инвестиционный климат, потому что основными потребителями этих услуг являются иностранные компании-импортеры. В Беларуси очень мало иностранных сетей, дистрибьюторов и оптовиков, поэтому и складские услуги пока не так востребованы».

«МЫ ДОЛЖНЫ НЕ УСТУПИТЬ ТРАНЗИТНЫЕ ГРУЗЫ УКРАИНЕ И СТРАНАМ БАЛТИИ»

Евгений РОГАЧЁВ, гендиректор госпредприятия «БТЛЦ».Уверен, что, несмотря на сокращение грузопотоков, вызванное мировым экономическим кризисом, Беларусь должна сохранить свое место в мировой системе транзита. Одним из способов не уступить транзитные грузы Украине и странам Балтии является строительство современных логистических центров. Вот почему в марте 2009г. на Белорусской железной дороге было создано госпредприятие «БТЛЦ». «Белинтертранс» - транспортно-логистический центр» (БТЛЦ) оказывает полный комплекс логистических услуг, обрабатывает транзитные грузопотоки, а также организует рациональные схемы движения товаров по территории Беларуси и других государств.

Для Беларуси очень важно создать транспортно-логистическую систему, которая включала бы железнодорожный и автомобильный транспорт, транспортные узлы, терминальные комплексы и пункты таможенного оформления. Ведь у нашей страны есть значительный транзитный потенциал - через Беларусь проходят два международных транспортных коридора. Но чтобы этот потенциал использовать, необходимо создать логистическую структуру, которая могла бы предоставлять сервисы международного уровня во всех сферах, связанных с оказанием транспортных услуг.

Конечно, кризис не мог не сказаться на нашей деятельности - упал спрос на товары, для экспорта которых использовались контейнерные перевозки; немало грузов, которые поставлялись по железной дороге, теперь отправляются автотранспортом. Однако мы сумели сохранить конкурентоспособность и в кризисный период. Продолжает регулярное курсирование маршрутный контейнерный поезд «Викинг» между Клайпедой (Литва) и Ильичевском (Украина). Этому способствовало подписание руководством железнодорожных администраций Литвы, Беларуси и Украины совместного протокола, снижающего тарифы на 15%, т.е. до уровня 2008г. Развитию торговых связей Беларуси способствует запуск нового контейнерного поезда ZUBR, который курсирует по маршруту Рига - Минск - Рига. Продолжает курсировать контейнерный поезд «Монгольский вектор» между Берлином и Улан-Батором, а пробег поезда «Монгольский вектор ЖУИ» продлен до Китая.

Сегодня у нас есть все необходимое, чтобы оказывать клиентам весь комплекс услуг - на наш баланс переданы крытые вагоны, парк фитинговых платформ и автомобилевозов. Сейчас БТЛЦ активно развивает мультимодальные услуги. Мы заключаем контракты с океанскими и фидерными линиями, зарубежными железнодорожными и мультимодальными компаниями, а также логистическими операторами. Для расширения наших мультимодальных возможностей мы создали парк собственных автомобильных контейнеровозов, на которых мы развозим грузы по схеме «от двери до двери».
Добавить комментарий
Проверочный код