Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№30 (702) 03 августа 2009 г. Автостоп

«Пока не испугаешь человека -дорогу тебе не уступят»

03.08.2009
 
Елена АНКУДО

Сетуя на низкую культуру участников дорожного движения, водители нередко сами становятся агрессивными, едва сев за руль. Что мешает уступить дорогу и провоцирует на агрессивное поведение, корреспондент «БелГазеты» выясняла у автоэксперта, инструктора школы экстремального вождения Ивана КРИШКЕВИЧА и таксиста службы «135 Столица» Ивана СУХОВЕРОВА.

«ПЛОХОЙ» ЯЗЫК

- Передвигаясь в транспортном потоке, водители продолжают общаться друг с другом - при помощи сигналов, приемов маневрирования и жестов. Насколько такое общение необходимо, не отвлекает ли от управления транспортным средством?

Иван Суховеров (И.С.):
- Не отвлекает. Когда одному водителю нужно перестроиться и он включает поворот, второй должен пропустить, за что получает благодарственный сигнал. Но иной нагло лезет вперед, не желая пропускать. Пристыдишь его - глядишь, в следующий раз подумает.

Иван Кришкевич (И.К.): - Есть правила дорожного движения, которые необходимо соблюдать, а есть принципы езды, подразумевающие, что водители должны друг другу помогать и не мешать. Типичный случай: медленный водитель тормозит поток. Автомобиль, чья скорость на 20 км/ч опережает поток, создает определенное количество аварийных ситуаций; если же он движется на 20 км/ч медленней, риск возникновения аварийных ситуаций выше - весь поток движется быстрее. Правила не регламентируют пропуск автомобиля, хотя всем очевидно: дай проезд - и всем будет лучше. Скажем, кто-то выезжает со двора, а на улице плотное движение. Машины на главной дороге не обязаны останавливаться. С другой стороны, почему бы не оставить дорожный просвет, сделав возможным выезд? Мелочи создают хорошее настроение. Когда перед водителем помеха, он раздражается. Каждый оценивает положение субъективно, не осознавая, что сам тоже кому-то мешает. В этой ситуации кто-то реагирует правильно, а кто-то хамит.

СПРАВКА «БелГазеты». Иван Кришкевич родился в 1980г. в Минске. В 2003г. окончил журфак БГУ. Сотрудничал с автомобильными изданиями «Автогазета», «Автодайджест», «Автобизнес», программой «Автопанорама». С 2002г. занимается автоспортом - обладатель 1-го разряда. С 2008г. - инструктор школы экстремального вождения. Права получил в 1998г. Первый автомобиль - Skoda Felicia, в настоящее время ездит на Subaru Impreza, раллийная машина - Opel Astra 2.0 GSI.

- Каких сигналов на дороге больше - негодующих или благодарственных? Прибегаете ли к ним вы?

И.С.:
- Поровну. На ненормальных лучше не реагировать, пускай едет в поисках такого же раздраженного водителя. Я на дороге только благодарю и другим рекомендую.

И.К.: - А я подаю негодующие сигналы - агрессию лучше выбрасывать, а не копить в себе. Скажем, перестраиваясь в заторе, ты подрезаешь машину, двигающуюся по соседней полосе. Водитель сигналит, поравнявшись, делает недовольное лицо. Остается махнуть рукой: мол, мог бы и пропустить.

Сигналы на дороге применяют многие: предупреждают о гаишнике миганием фар, просят пропустить, включая дальний свет, благодарят аварийкой. Дальнобойщики включают левый поворот в качестве просьбы пропустить вперед, правым приглашают к обгону, а левым впереди идущий водитель, напротив, предупреждает о встречной машине. От оскорбляющих жестов я бы порекомендовал воздержаться: они провоцируют иных участников дорожного движения, бывает, на уголовно наказуемые действия.

На разные сигналы водители реагируют по-разному. Скажем, если по третьему ряду кольцевой ты медленно приближаешься к машине, даже после светового сигнала ее водитель тебя, скорее всего, не пропустит. Но если разогнаться, врубить дальний свет и быстро прижаться - тебя пропустят вперед. Получается, пока не испугаешь человека - дорогу тебе не уступят.

И.С.: - А всегда ли водителю есть куда уйти в случае приближения автомобиля с дальним светом фар? Однажды, пытаясь избавиться от машины на хвосте, я включил задние противотуманки, создав впечатление резкого торможения. Водитель тут же отлетел назад. Все эти конфликты на дороге с резкими обгонами и передвижением по третьей полосе на скорости 40 км/ч провоцируют аварийную ситуацию.

СПРАВКА «БелГазеты». Иван Суховеров родился в 1976г. в Алтайском крае. Окончил ПТУ в Могилеве по специальности «электрогазосварщик»; мастер спорта по пятиборью. Работал водителем грузовых автомобилей. Права категорииС получил в 1993г. Первый автомобиль - «Москвич», сейчас ездит на Renault Scenic.

- Как поступать в ситуации, когда к автомобилю, движущемуся с соблюдением скоростного режима, прижимается второй, требуя пропуска вперед?

И.С.:
- Если есть возможность, лучше уступить - меньше проблем. Если переднему водителю некуда деваться, он может занервничать, нырнуть в соседний поток, испугаться, не справиться с управлением.

И.К.: - Это называется принуждением к нарушению правил дорожного движения: водителя, едущего по правилам, ускоряют. Грамотные люди не допускают таких ситуаций, прочие понимают только «плохой» язык.

- Стоит ли учить наглого водителя, который подрезал тебя и создал аварийную ситуацию, обогнав его и повторив маневр?

И.С.:
- Зависит от ситуации на дороге. Желание проучить может привести к аварии, поэтому лучше подумать, прежде чем приступать к решительным действиям. Случается, один водитель начинает подрезать, другой бьет по газам - и въезжает в его зад. Желающий проучить становится виноватым.

И.К.: - Не думаю, что такой «учитель» отразит в протоколе свое желание проучить: он совершил нарушение ПДД. Тот, кто ехал сзади, может сказать: действия переднего водителя явились полной неожиданностью, по схеме ДТП это будет не догонялка в зад, а попытка перестроиться в соседнюю полосу, не пропустив едущего по ней.

«ДИКИЕ ВЫХОДКИ»

- Кто конфликтует чаще - водители дорогих машин, пешеходы, таксисты?

И.С.:
- Все подряд, кому не лень. И дорогие, и дешевые, и те, кто только сдал на права. Что касается таксистов, не они, а их не пропускают, создают помехи при движении.

И.К.: - Конфликтует тот, кто с полгода поездил с правами и решил, что научился ездить. Это самая опасная категория водителей. Таксистов стало так много - обобщать их манеру езды сложно, за исключением водителей маршрутных такси, для которых время - деньги. Зато водители дорогих машин, как показывает практика, ведут себя спокойно: им нечего доказывать. Это особый понт: все суетятся, а он спокойно катит, пока не появится необходимость нажать на газ и за несколько секунд разогнать автомобиль до нужной скорости. Гоняют покупатели машин в кредит, на последние деньги - им надо показать, что они самые крутые.

И.С.: - А я отмечу марки автомобилей, водители которых часто ведут себя некорректно: BMW и Audi. Особенно если это молодые люди, нечестным путем заработавшие на машину.

- Что раздражает водителей: некачественные дороги, нехватка парковочных мест, очередь на заправках или причина конфликтов в отсутствии культуры в принципе?

И.К.:
- Мы раздражаемся в случае помехи: не дают выехать со двора, повернуть налево, едут медленно, когда ты спешишь. Минчан раздражают водители с периферии: у них другой ритм жизни. Чувствуя себя неуверенно в большом городе, те часто едут медленнее основного потока. Или позволяют себе дикие выходки, останавливаясь посреди дороги или сдавая назад на разворотном круге.

И.С.: - Основная масса конфликтов приходится на утро или вечер, когда человек еще «не проснулся» или очень устал. Я бы посоветовал таким людям выезжать раньше, когда нет пробок, думать за других водителей, просчитывать ситуацию, чтобы не проскочить нужный поворот, а если не успел повернуть - вернись обратно.

И.К.: - Пропуск поворота и является тем самым раздражителем, когда все вокруг виноваты, кроме тебя.

«СЛУЧАЙНЫЕ ЛЮДИ»

- Насколько часто люди оказывают помощь на дороге водителям, у которых закончилось топливо, спустило колесо или не заводится двигатель?

И.С.:
- Зависит от ситуации. Бывает, едешь по трассе, а там три лба просят помочь поставить колесо - никогда не остановлюсь. Будь на их месте семья - другое дело.

И.К.: - Мне помощь в дороге не оказывали, не было необходимости. Сам на призывы о помощи откликался считанные разы: лишнего бензина нет, дипломированным техником не являюсь. Будет настроение - помогу, особенно если ситуация критическая. А перед небритым типом с канистрой бензина и рукой за пазухой вряд ли буду останавливаться.

- Стали ли водители агрессивней? Могут начинать конфликт на пустом месте?

И.С.:
- Стали. Обучают их плохо, все, что умеют - сесть, тронуться и заглохнуть. В городе ведут себя неуверенно, перестраиваются, не показывая сигналов. Отсюда конфликты.

И.К.: - Водители стали агрессивней из-за повального получения прав. Раньше водитель считался особенным человеком, сегодня получить права может любой. А значит, увеличивается количество «случайных» людей на дороге.
Добавить комментарий
Проверочный код