Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№30 (702) 03 августа 2009 г. Автостоп

Приехали

03.08.2009
Мировой автопром в шоке



Нефтяные кризисы 70-х гг. давно позабыты, а сытые двухтысячные с постоянными рекордами продаж приучили к тому, что все всегда будет хорошо. Оказалось, что не будет. Набивший оскомину финансовый кризис совсем не собирается отступать: производители готовятся к еще более тяжелому 2010г., белорусские автодилеры невесело подводят итоги очередного месяца, а простой народ лишился возможности получить валютный кредит на покупку автомобиля.

ЧТО БЫЛО

Попытки проанализировать ситуацию на белорусском авторынке все больше напоминают гадания на моторной гуще. Данные Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) по продажам новых автомобилей в I полугодии нельзя назвать истиной в последней инстанции - некоторые дилеры не входят в БАА и, соответственно, не делятся своими данными о продажах. Но, при отсутствии нормальной статистики регистраций от ГАИ, более авторитетного и полного источника, чем БАА, нет.

В первой тройке все по-старому: Volkswagen, Toyota, ВАЗ. С первыми двумя все понятно - они в лидерах уже который год и в 2009г. смогли удержать свои позиции благодаря громким распродажам складских запасов. Российские производители работают на старом авторитете, хотя с каждым годом их доля уменьшается независимо от общей ситуации на рынке. Дальше - какая-то непонятная, на первый взгляд, чехарда, в которой на самом деле тоже обнаруживаются определенные закономерности. Во-первых, хорошо продаются те, кто может предложить хорошие скидки; во-вторых, припавший евро помог тем, кто сформировал свои прайсы в этой валюте; в-третьих, бюджетные марки страдают от кризиса сильнее, чем престижные; в-четвертых, успешен тот, кто быстро приспосабливается к изменяющимся условиям.

К примеру, Peugeot, который в прошлом году выпал из Тop-10 популярных брендов в Беларуси, занял в этом году 4-е место. Во многом благодаря тому человеку, который несколько раз переводил прайс-листы на модели Peugeot из одной валюты в другую, чтобы снижение цен выглядело еще более привлекательным, а последующее повышение - незаметным.

Mazda немного сдала позиции из-за своей скромной модельной линейки и отсутствия дизельных двигателей. Ford благодаря массированной рекламе и распродажам набрал вес. Skoda успела воспользоваться низким курсом евро - чешские модели всю зиму стоили гораздо дешевле конкурентов. Dacia уходит с отечественного рынка - теперь автомобили из Румынии будут идти к нам под маркой Renault - успев взлететь вверх (Dacia Logan стала самой продаваемой импортной моделью в Беларуси в 2007г.) и сдать позиции под натиском распродаж Volkswagen и Toyota.

Kia и Volvo - два ярких примера того, как хорошая и своевременная распродажа может буквально за несколько месяцев перепутать все доли рынка. Корейская марка продала в 2 раза меньше, чем год назад, а шведская умудрились подняться с 26-го на 10-е место и увеличить продажи почти в 4 раза за счет буквально одной модели - S40 по спеццене 12.990 евро! Конечно, кто ж не любит премиум, когда он предлагается по цене «народного» Volkswagen Jetta?

Audi будто не замечает кризиса. Компания празднует 100-летний юбилей, больших складских запасов нет, отпускные цены у дилеров даже немного выросли. Их все равно покупают - в Беларуси в этом году продано в 2,5 раза больше, чем в прошлом. Наверное, все дело в том, что дилер понял: на имидже марки далеко не уедешь без маркетинга и активной рекламы.

Opel, неплохо продававшийся в 2006г. благодаря госзаказам, с тех пор утратил свои 4% доли рынка. Наверное, могло бы быть еще хуже, если бы не появление второго дилера. Хотя оба одинаково страдают от обновления модельного ряда, т.к. производитель не воспринимает Беларусь всерьез и дает нам новые модели по остаточному принципу. Поэтому Insignia пришла к нам гораздо позже, чем ушла Vectra, и только набирает обороты, старая Astra уже никому не интересна, а новая приедет не раньше следующего года.

Вторая десятка брендов подтверждает хорошо известный факт, что кризис не очень влияет на продажи предметов роскоши, зато сильно бьет по бюджетным маркам, которые не успевают за конкурентами. Renault и Fiat по-прежнему не могут пробиться вверх: ни низкие цены не помогают, ни распродажи. Может, нужно что-то делать с имиджем?

Зато премиум-бренды в кризис оживились и чуть ли не цветут! Mercedes-Benz прибавил 30%, многотысячные скидки на BMW увеличили продажи почти в 2,5 раза. Даже стремящийся в премиум Citroen, который до сих пор недооценен в Беларуси, сработал чуть лучше, чем в прошлом году. С Land Rover и Porsche ситуация простая - они переманивают друг у друга любителей роскошных внедорожников, которые всегда хотят что-то новенькое. Уже сейчас можно предсказать, что фаворитом на ближайшие месяцы станет обновленный Range Rover, а потом пальму первенства отберет Porsche Cayenne нового поколения, который должен выйти в следующем году.

ЧТО БУДЕТ

Белорусский рынок новых авто продолжит падать вниз. Судя по продажам в России и на Украине (минус 50 и 75% в I полугодии), падать есть куда. Особенно теперь, когда распродажи понемногу заканчиваются, валютные кредиты запретили, а рублевые - слишком дорогие. Кроме того, распродажи (как и программы господдержки в странах Западной Европы) еще сыграют злую шутку. Когда потенциальных клиентов соблазняют такими низкими ценами, скидками и бонусами, на покупку новой машины решаются даже те, кто раньше об этом не задумывался или планировал через полгода-год. Кто пойдет в шоу-румы осенью, когда распродажи закончатся? Кто будет покупать машины зимой или весной 2010г. с непонятной, но не сулящей ничего хорошего экономической перспективой? В Беларуси только стали об этом задумываться, а в России уже начались банкротства дилеров, которые не могут рассчитаться с банками за кредиты, взятые под поставки новых автомобилей. По оценкам экспертов, уже в этом году треть всех российских дилеров, которых в данный момент насчитывается около 4 тыс., закроются.

В Беларуси дилеров - раз и обчелся. Но самые слабые уже вырисовываются. К примеру, дилер Subaru продал за полгода всего 11 автомобилей! Продажи дилера Nissan держатся на двух моделях - Qashqai и X-Trail, спрос на которые тоже не будет вечным. Ходят слухи, что дилеров Ford скоро станет еще меньше. После «Атлант-М Либерти», который закрылся в начале этого года, решается участь «Юнион Авто М». Скорее всего, не продлят дилерский контракт компании RCM, и «Автопромсервис» останется единственным дилером Renault в Беларуси.

Лучше всего будут чувствовать себя те дилеры, которые продали много машин на протяжении последних двух лет - все эти автомобили нужно обслуживать, поэтому без работы они не останутся. Некоторые уже сейчас понимают перспективность «секонд-хенда» в условиях кризиса и начинают понемногу предлагать подержанные автомобили из Азии, Европы или Америки.

Артём ГОНЦОВ
Добавить комментарий
Проверочный код