Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№28 (700) 20 июля 2009 г. Визави

Смените тон

20.07.2009
Водители просят президента снять запрет на тонировку стёкол

Елена АНКУДО

Более 6 тыс. граждан подписали обращение к главе государства с просьбой снять ограничение по светопропускаемости задних и задних боковых стекол легковых автомобилей. Заявляя о ежедневном «напряжении ситуации относительно пункта ПДД о тонировке и использовании штор на задних стеклах легковых автомобилей», президента просят «исправить» закон.

Подписанты напоминают: Беларусь присоединилась к соглашению о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, введя в 1995г. в качестве госстандарта правила ЕЭК ООН N43 «Требования к безопасности стекол транспортных средств».Эти правила действуют и в Европе, однако, въехав на автомобиле с тонированными стеклами в Беларусь, иностранец оказывается вне закона. Правила дорожного движения допускают к участию в дорожном движении автомобили с тонированным передними боковыми стеклами, степень светопропускания которых составляет не менее 70%, для остальных - не менее 60%. Такого жесткого ограничения нигде, кроме как в Беларуси, нет. То, что Минспорта добилось разрешения на эксплуатацию автобусов с задними стеклами, степень светопропускания которых менее 60%, дискриминирует, по мнению подписантов, водителей легковых автомобилей, желающих установить тонировку. Удастся ли добиться снятия запрета тонировки задних стекол и о чем просят подписанты, корреспондент «БелГазеты» выясняла у замначальника отдела технадзора ГАИ ГУВД Мингорисполкома Александра КОЧИНА и замгендиректора автомобильной ассоциации «БАА» Александра СИДОРЕВИЧА.

Александр КОЧИН: «УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ВЕРОЯТНОСТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ, НАЕЗДА НА ПЕШЕХОДА ИЛИ ПРЕПЯТСТВИЕ»

- С чем связан запрет на тонировку автомобильных стекол в Беларуси?

- С соблюдением правил безопасности дорожного движения. Тонировка ухудшает обзорность дороги, особенно в темное время суток; если она превышает допустимые пределы, то ночью на дороге практически ничего не видно. Зато прозрачные стекла открывают обзор салона автомобиля, его пассажиров и перевозимых грузов, что также имеет значение.

Автомобили европейского производства или предназначенные для эксплуатации в Европе маркированы знаками 43R (кодовое обозначение правил ЕЭК ООН N43), V (светопропускание стекла может составлять менее 70%), AS3 (на автомобилях, произведенных в Америке). О том, что стекло соответствует белорусским нормам, свидетельствуют знаки AS2 или AS1. Иногда их можно наблюдать на автомобилях из Америки.

- Кому в Беларуси можно ездить на автомобилях с тонированными стеклами?

- В соответствии с распоряжением президента N116 от 4 апреля 2006г. о светопропускаемости стекол механических транспортных средств допускается тонирование ниже допустимой степени светопропускания для транспортных средств, используемых для сопровождения и обеспечения безопасности должностных лиц, подлежащих госохране в соответствии с законодательными актами.

- Имеются ли некие особенности управления автомобилем с тонированными стеклами?

- Конечно. Тонировка ограничивает обзорность дороги, особенно в темное время суток. Думаю, никто не станет оспаривать факт, что видимость ухудшается, особенно при движении задним ходом во дворах. А вот нагреваются автомобили одинаково, уж поверьте мне, бывшему владельцу автомобиля с тонированными стеклами.

- Правда ли, что тонировка влияет на аварийность?

- Да, ведь ухудшается обзорность дороги.

- Какие аварии свойственны автомобилям с тонированными стеклами?

- Исходя из того, что обзорность для водителя такого автомобиля ограничена, многое остается для него малозаметным. Следовательно, увеличивается вероятность столкновения, наезда на пешехода или препятствие.

- Почему требования к тонировке в Беларуси отличаются от правил, установленных в странах СНГ и Евросоюза?

- Таковы требования к безопасности дорожного движения, установленные законодателями нашей страны.

- Но сторонники отмены запрета на тонировку делают упор на его расхождение с законодательством: применение запретительных норм в Беларуси не соответствует общим принципам процедуры «одобрения типа транспортного средства», принятой в рамках Женевского соглашения, полноправным членом которого наша страна является с 1995г.

- Беларусь - независимое государство со своими законами, которым обязаны подчиняться все граждане. Расхождение требований куда лучше меня прокомментируют законодатели.

- Как поступают с иностранными гражданами, которые въехали в нашу страну на тонированном автомобиле, - штрафуют или ограничиваются предупреждением?

- Обычно предупреждают. Довольно часто вы можете наблюдать на улицах города машины с российскими, литовскими номерами. Даже без прибора можно определить, что светопропускание у них гораздо ниже дозволенного в Беларуси. Если такой гражданин приехал на несколько дней, большой беды нет, если же визит затягивается, следует пройти временную регистрацию, заменить водительское удостоверение, поставить автомобиль на временный ввоз либо же снять его с учета, переоформив на белорусскую регистрацию. Такая машина должна подчиняться требованиям ПДД Беларуси.

- Вам известно об обращении автовладельцев в УГАИ МВД с открытым письмом с просьбой отменить запрет на тонировку задних и задних боковых стекол легковых автомобилей?

- Кому-то нравится ездить на машине с тонированными стеклами, но закон есть закон: его необходимо выполнять в любом случае. Как представитель власти, я требую от других граждан его неукоснительного соблюдения. Прозрачные стекла гарантируют отсутствие в салоне оружия или прочего опасного груза. К слову, закрытая задняя часть некоторых микроавтобусов, на что ссылаются подписанты коллективного обращения, вовсе не то же самое, что микроавтобус с тонированными стеклами: в закрытых транспортных средствах не перевозят людей, которые должны быть хорошо видны.

- Неужели в стране до сих пор боятся преступных элементов, готовых спрятаться за темными стеклами?

- Наши граждане чувствуют себя спокойно и защищенно. Запрет на тонировку - одно из условий сохранения стабильности ситуации.

- Согласитесь, снятие запрета на тонировку лучше всяких слов подчеркнет, что ситуация действительно под контролем…

- Если законодатели посчитают возможным, они внесут изменения в ныне действующие правила.

- Вам не кажется, что позиция ассоциации «БАА», ратующей за тонированные стекла, имеет корыстную подоплеку: с запретом на тонировку стало невозможно продавать в стране ряд моделей новых автомобилей…

- Согласен. Если машина не продается, продавцы приложат любые усилия, лишь бы заработать деньги. Ими движут коммерческие интересы, желание продать и получить прибыль. Пока же они несут дополнительные затраты: если такая машина ввозится в нашу страну, ее владелец обязан поменять стекла на прозрачные.

- А замена тонированных стекол, произведенных на заводе с соблюдением всех норм, на прозрачные, выполненные неизвестными китайскими умельцами, может спровоцировать аварийную ситуацию на дороге?

- Ввозимый товар должен отвечать всем требованиям. С ситуацией, когда на рынке появляется низкосортная контрабанда, я не сталкивался.

- Вам приходилось слышать об автовладельцах, берущих прозрачные стекла в аренду перед прохождением техосмотра, а потом меняющих их на прежние, тонированные?

- Приходилось, причем неоднократно. Но использование такого автомобиля на дорогах республики наказуемо в административном порядке. Водителей, попавшихся впервые, привлекают по ч. 3 ст. 18.12 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства». Наказание - штраф до двух базовых величин с предписанием устранить несоответствие. Тех, кто попался повторно, привлекают к ответственности по ст. 23.1 КоАП «Неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления об устранении нарушения». Наказание - предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ.

В среднем каждую неделю инспекторы ГАИ привлекают к административной ответственности около 150 человек, многие попадаются второй, а то и третий раз. Согласитесь, заменить стекло куда дешевле…

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Кочин родился в 1973г. в Минске. В 1996г. окончил факультет технологии органических веществ Белорусского технологического института (сейчас - БГТУ), по специальности «инженер-технолог», в 2007г. - Академию МВД («правоведение»). В различное время работал госавтоинспектором и старшим госавтоинспектором отдела технадзора ГАИ ГУВД Мингорисполкома. С 2008г. - начальник станции диагностики, замначальника отдела технадзора ГАИ ГУВД Мингорисполкома.

Александр СИДОРЕВИЧ: «ТОНИРОВКА - НЕОБХОДИМЫЙ АТРИБУТ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ БИЗНЕС- И ПРЕМИУМ-КЛАССА»

- Поддерживает ли ассоциация «БАА» обращение автовладельцев в УГАИ МВД об отмене запрета на тонировку задних и задних боковых стекол легковых автомобилей?

- «БАА» выражает мнение автопроизводителей, представляемых членами нашей ассоциации, и выступает за снятие запрета к участию в дорожном движении транспортных средств с установленными заводом-изготовителем тонированными задними и задними боковыми стеклами, степень светопропускания которых составляет менее 60%, при условии наличия двух боковых зеркал заднего вида и маркировки стекол знаками утвержденного типа. Мы категорически против самодельной тонировки и других механически наносимых покрытий стекол.

Беларусь не должна являться техническим барьером для эксплуатации автомобилей, прошедших Европейскую омологацию (усовершенствование товара, улучшение его теххарактеристик с целью соответствия каким-либо стандартам или требованиям. - Е.А.). Это особенно актуально сейчас - страна готовится к проведению важных международных спортивных мероприятий, обеспечивает транзит России и Европы. В Беларусь должно поставляться все, что производят для европейских стран. Коллективное обращение подчеркивает настроение большинства автовладельцев, особенно тех, в пользовании которых находятся машины с тонированными стеклами, «БАА» транслирует пожелания и позицию автопроизводителей.

- Согласитесь, позиция ассоциации носит ярко выраженный корыстный мотив: с запретом на тонировку ассортимент автосалонов уменьшился…

- Мы защищаем не только интересы дилеров и продаваемые ими новые автомобили - речь идет о репутации технического законодательства Беларуси. После ввода в апреле 2006г. запрета на тонировку в ассоциацию поступила масса отзывов автопроизводителей, воспринявших законодательное новшество как технический барьер на пути импортируемых новых автомобилей. Пришлось объяснять, что Беларусь, как суверенное государство, имеет право устанавливать национальные законодательные ограничения на действующие международные нормы. Под запрет попало использование тонированных стекол: задних и задних боковых с коэффициентом светопропускания менее 60%, ветровых и боковых передних - менее 70%. Разделив позицию государства в отношении ветровых и боковых передних стекол, ассоциация считает необоснованным запрет тонирования задних и задних боковых стекол автомобилей. При существовании фургонов с задней частью, закрытой металлом, запрет на тонировку задних стекол микроавтобусов на их базе выглядит нелепо.

Кроме того, дизайн отдельных моделей автомобилей, например Ford Transit Bus, предполагает только тонированное остекление задней части салона - опций с нетонированным стеклом просто не существует. Производители считают ненормальным, что белорусский рынок для таких автомобилей закрыт.

- Чем плоха логика контролирующих органов: нельзя машину с тонированными стеклами - возьми модель с прозрачными?

- Дилеры сегодня так и поступают, заказывают автомобили без тонированных стекол, если такие опции предусмотрены изготовителями. А если их нет? После введения запрета на тонировку автобусный филиал «AМАЗ» (автобусы Минского автозавода) остановился: склад был заполнен приобретенной накануне крупной партией комплектов тонированных стекол. Государство приняло решение снять запрет в отношении категории автобусов N3. Этот пример подтверждает, что любой запрет можно обойти цивилизованно, иначе рынок сам установит обходные пути.

Китайцы, к примеру, начали производство комплектов прозрачных стекол на автомобили, производимые исключительно с тонированными стеклами. В большинстве случаев продукция некачественная, ее использование может быть опасным. Как и использование самодельной тонировки. Автомобильное стекло - сложное изделие, к которому предъявляется много требований. Конструкторы встраивают в него такие автомобильные системы, как антенны TV-тюнеров, систем навигации, радиоприемников. Самодельное покрытие может негативно повлиять на работу этих устройств, а прозрачный аналог далеко не всегда отвечает заводскому качеству.

- А в чем причина введения запрета на тонировку?

- Истинные причины запрета не объяснялись. Возможно, инициаторы запрета и законодатели прошлых лет руководствовались убеждением, будто за тонированными стеклами прячутся представители криминального мира. Времена изменились: сегодня тонировка - необходимый атрибут для автомобилей бизнес- и премиум-класса. Отмена запрета на тонировку продемонстрирует готовность Беларуси к переменам.

- Сторонники отмены запрета на тонировку делают акцент на его расхождении с законодательством: применение запретительных норм в Беларуси не соответствует общим принципам процедуры «одобрения типа транспортного средства». Как расхождение объясняют представители белорусских органов власти?

- Никто никому ничего не объясняет, существует норма, касающаяся технического состояния транспортных средств. Это законодательное требование, выраженное в технических, нормативных, правовых актах. Но сегодня другое время, Беларусь должна продемонстрировать элемент открытости. Нужны ли сегодня такие законодательные ограничения?

- Как быть с гражданами зарубежных стран, въехавшими в Беларусь на автомобиле с тонированными стеклами?

- Если водителя такой машины пустили на территорию республики, претензий быть не должно, хотя его вправе остановить на границе. Но ситуация нездоровая, даже если существуют указания не трогать иностранцев.

- Насколько тесна связь между тонировкой и аварийностью, о которой твердит ГАИ?

- Анализируя информацию наших сервисных центров, дилеры свидетельствуют: связи между авариями, в которые попадают автомобили, и тем, какие у них стекла, нет. Аналогичные данные поступают от европейских коллег. Статистики аварийности, связанной с тонировкой, ГАИ не ведет, а значит, утверждать, что тонированные автомобили опасны, опрометчиво.

- Обсуждение вопроса о необходимости тонировки начали в администрации президента. Это обычная реакция на многочисленные заявления недовольных автомобилистов с последующей отпиской или желание разобраться в противоречиях с возможным снятием запрета?

- Возможны оба варианта. Нам приятно, что администрация президента решила вникнуть в вопрос, обратилась к ассоциации для уточнения нашей позиции. «БАА» пропагандирует ведение цивилизованного автобизнеса, это должны увидеть не только наши граждане, но и зарубежные партнеры.

- Беларусь - единственная страна в Европе, где запрещена тонировка?

- Да, законодательного запрещения, в том виде, как это сделано у нас, нет больше нигде.

- Имеются ли отличия в управлении автомобилями с тонированными и прозрачными стеклами?

- Безопасность заводских тонированных стекол подтверждается их маркировкой. Для безопасной задней обзорности предусмотрены два боковых зеркала. Все отличия в управлении автомобилями являются субъективными. Немаловажно, что тонированные стекла способствуют комфорту в жаркую погоду и снижению нагрузки на климатическую систему автомобиля в солнечный день. Как следствие - снижение расхода топлива и вредных выбросов. Субъективно возможен дискомфорт водителя в зимний период.

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Сидоревич родился в 1961г. в Пинском районе. После окончания в 1983г. автотракторного факультета Белорусского политеха занимал должности от конструктора спецпроизводства МАЗа до заместителя технического директора Минского завода колесных тягачей. С 2001г. по 2006г. - замгендиректора холдинга «ЮКОЛА». В настоящее время - замгендиректора «БАА», руководитель проекта «БАА» «Автосерт» по сертификации импортируемых транспортных средств.
Добавить комментарий
Проверочный код