Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№28 (700) 20 июля 2009 г. Тема недели

Министры вполне на выданье

20.07.2009
 
Ярослав РОМАНЧУК

С точки зрения экономической политики I полугодие 2009г. оказалось полугодием имитации. Правительство делало вид, что либерализует экономику. Администрация президента убеждала, что процесс находится под контролем. Директорат заявлял о наличии антикризисных адаптационных мер. Министры опускали глаза и соглашались. Банкиры клялись в стабильности финансовой системы. Предприятия, с трудом обслуживающие старые долги, делали вид, что верят.

В 2009г. правительство в стране состоит из 24 министерств, 7 госкомитетов и 8 госорганизаций, подчиненных Совмину. Однако главный орган в разработке и принятии экономических решений - это, несомненно, администрация президента. Система принятия решений построена так, что Совмин выполняет чисто техническую функцию, погружен в текучку и лишен права выработки стратегии экономического развития страны. Тем не менее министры и руководители комитетов и концернов имеют большой потенциал для продвижения разного рода идей.

Правительство официально и открыто до сих пор так и не признало наличие в стране кризиса. Премьер Сергей Сидорский отделался тем, что согласился с поверхностным и выхолощенным планом либерализации, не сумев предложить внятную антикризисную программу. Блок вице-премьеров вовремя и адекватно не отреагировал на мировой кризис в целом и на структурный кризис белорусской экономики в частности.

Резко выросло напряжение во взаимоотношениях между отраслевыми министерствами, концернами и местными органами власти. На этом фоне те министры, которых должность обязывает проводить качественную диагностику экономических проблем и предлагать антикризисные решения, тщательно демонстрировали политкорректность, идеологическую выдержанность и сохранение контроля над ресурсами, финансовыми потоками и активами. Зато в Беларуси до сих пор нет полноценной антикризисной программы, а есть две экономические политики - одна для МВФ, другая для внутреннего потребления.

Министр экономики Николай Зайченко до сих пор не добился пересмотра прогноза динамики ВВП на 2009г. и по-прежнему мечтает о росте в 3-5%. В недрах Минэкономики «провисают» конструктивные идеи, зато ведомство по-прежнему твердо стоит на страже остатков централизованной плановой экономики.

Глава Минналогов и сборов Анна Дейко запомнилась косметическими мерами по улучшению качества налоговой системы и сокращению налоговой нагрузки. Чего стоит одно предложение повысить ставку НДС с 18 до 22%. Президент так и не добился от министерства системных, адекватных предложений по налоговой реформе, без которых адаптация к кризису невозможна.

Раскрепощение малого бизнеса и ИП, которые преимущественно заняты в розничной торговле, общепите и сфере услуг, должно было инициироваться Минторгом. Однако ведомство Валентина Чеканова продолжает «развлекать» предпринимателей лицензиями, ценовыми приказами и распоряжениями «купляйце беларускае». В условиях кризиса отсутствие единого экономического пространства внутри страны лежит в большой мере на совести Минторга.

Возглавляемый Семеном Шапиро Минсельхозпрод вместе с подведомственными организациями остается главным бюджетным пылесосом страны. Продовольствие на внутреннем рынке дороже, чем на мировом. При этом работники сельхозпредприятий постоянно находятся в группе имущественного риска. Аграрии в привычной для себя манере прячут некомпетентность и неэффективность в управлении за ширмой продовольственной безопасности.

Минстройархитектуры под руководством Александра Селезнева приложило руку к созданию условий для чрезвычайно сложного входа на рынок строительных работ, продолжает отстаивать базовые 13-процентные отчисления от себестоимости в инновационный фонд и стойко охраняет олигополию на рынке, борясь с проникновением в страну дешевых и качественных импортных стройматериалов. И все это - на фоне чрезвычайно высоких цен на жилье, острой нехватки офисных и складских помещений, запотолочных цен на аренду недвижимости.

TOP-5 «ПРОБЛЕМНЫХ» МИНИСТЕРСТВ*

Николай Зайченко, министр экономики

За что. Отсутствие внятного, адекватного антикризисного плана; потворство монополиям; сохранение жесткого регулирования цен; неадекватная оценка состояния мировой экономики, глубины и продолжительности кризиса

Карьерный прогноз. Отставка в течение ближайших трех месяцев - с вероятностью 80%; переход на работу в один из экономических вузов

Анна Дейко, министр по налогам и сборам.

За что. Сохранение высокой налоговой нагрузки; отсутствие реформы сложнейшей системы администрирования налогов; отсутствие адекватной в условиях кризиса концепции налоговой реформы; предложение увеличить НДС с 18 до 22%; нежелание снизить налоговое бремя для ИП и малого бизнеса

Карьерный прогноз. Сохранение должности в ближайшие 6 месяцев - с вероятностью 70%. Отставка возможна только в случае углубления кризиса. В этом случае - высокая должность в некоей полугосударственной структуре или концерне

Валентин Чеканов, министр торговли.

За что. Сохранение жесткого контроля над розничной торговлей, организациями общепита и продажей других услуг; борьба против свободного ценообразования; навязывание доли местных и белорусских товаров; блокировка развития полноценного сектора бытовых услуг; блокировка приватизации оптовой и розничной торговли; дискриминация ИП и малого частного бизнеса

Карьерный прогноз. Сохранение должности с вероятностью 75% (глава государства приказал всем стать министрами торговли)

Семен Шапиро, министр сельского хозяйства и продовольствия.

За что. Неэффективное использование бюджетных дотаций, льготных кредитов и иных видов помощи; олигополизация рынка, жесткие ограничения на вход на рынок частных (фермеры и переработчики) и иностранных структур; блокировка создания полноценного рынка земли; чрезмерная централизация контроля над сельхозпроизводителями

Карьерный прогноз. Отставка с вероятностью 65%. Смена главы Минсельхозпрода - привычное дело. Ротация агроминистра после уборочной - в логике власти. В случае отставки - высокая должность в некоей экспортно-импортной компании по торговле продовольствием

Александр Селезнев, министр архитектуры и строительства.

За что. Высокие барьеры входа на рынок строительных работ, в т.ч. для иностранных компаний; наличие 13-процентного сбора в инновационный фонд министерства; забюрократизированность рынка строительных работ; дороговизна строительства; блокировка импорта дешевых качественных стройматериалов; жесткое ценовое регулирование и нормирование в строительном секторе

Карьерный прогноз. Отставка в течение 6 месяцев с вероятностью 70%. Бюджетных ресурсов на поддержку высоких темпов строительства не будет хватать. Высок риск замораживания многих начатых строек. Много желающих «подсидеть» министра и получить контроль над бюджетными ресурсами

* Версия Научно-исследовательского центра Мизеса, аналитического центра «Стратегия», июль 2009г.
Добавить комментарий
Проверочный код