Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№28 (700) 20 июля 2009 г. Личный вкус

Да будет свет

20.07.2009
камерТОН с Максимом ИВАЩЕНКО



Ведущие симфонические оркестры страны подвели итоги своего участия в торжествах по случаю 65-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Дня независимости.

Идея «облагородить» культурную программу главного государственного праздника давно уже витала в воздухе. Масштабные эстрадные мероприятия, фейерверк и народные гуляния, конечно, и сами справляются с созданием запоминающейся на целый год атмосферы счастья, веселья и безмятежности. Вся величественность и торжественность мероприятия при этом отдается на откуп военному параду. В советские времена на помощь колоннам танков часто приходила великая и монументальная церемония симфонической музыки, моментально создающая в массах соответствующее серьезному празднику настроение.

Неизвестно, в какой мере Александр Анисимов был волен учесть советский праздничный опыт, в какой - поставлен перед такой необходимостью свыше, но факт остается фактом: афиши приглашали публику 5 июля во Дворец Республики увидеть и услышать нечто невероятное: 3 симфонических оркестра на одной сцене (Государственный академический, оркестр Национального академического театра оперы и балета, оркестр Национальной телерадиокомпании) и 3 сочинения, воспевающих силу несломленного человеческого духа («Ленинградская симфония» Шостаковича, «Прометей. Поэма огня» Скрябина, «Болеро» Равеля).

Опыт покорения Дворца Республики у Александра Анисимова уже был: в сентябре 2004г. маэстро и 300 музыкантов объединенного столичного симфонического оркестра с серьезной классической программой собрали аншлаг в 2 тыс. человек.

В дни и ночи до концерта разыгравшееся воображение могло сколько угодно рисовать сверхъестественные картины исполнения «Прометея» - со знаменитой «странной» строкой, введенной Скрябиным в партитуру и помеченной словом Luce - «свет». По замыслу Скрябина, «цветовая клавиатура» постоянно меняет при исполнении «Прометея» освещение зала - в точном соответствии с гармоническими средствами… В июне т.г. на фестивале симфонических оркестров в Москве «Прометей» шел с видеопроекцией язычков пламени на экран - на что же решится Александр Анисимов?

В реальности все оказалось не таким грандиозным. Но ощущение величественности и торжественности все равно осталось, а симфонический праздник, безусловно, состоялся. Может, сыграла свою роль аура Дворца Республики?

Из «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича был исполнен только 20-минутный фрагмент Allegretto. Судя по грому аплодисментов, все вокруг об этом были предупреждены заранее. Затем последовала увертюра «1812 год» Чайковского, в программе не указанная, - праздничный сюрприз. К финалу произведения под куполом сцены зажглись буквы «Подвиг народа бессмертен», а позади музыкантов опустился ярко-желтый картонный занавес. Во время 40-минутного антракта можно было прогуляться по огромным пространствам Дворца, увитым разнообразными растениями, и тяпнуть стопку водки в импровизированном буфете за здоровье русских композиторов XX в. Со сцены программа так и была заявлена: «Прозвучат произведения русских композиторов и… Равеля».

Во втором отделении при исполнении «Поэмы огня» на сцене уже ничего не зажигалось и не опускалось. Зато последнее законченное произведение Александра Скрябина прозвучало целиком - не без крепкой поддержки пианиста Андрея Сикорского. Ближе к свиданию с Равелем в зале уже стали пробираться к выходу. Более выносливые слушатели урезонивали «дезертиров»: «Ну как же можно пропустить «Болеро»?»

Все было прекрасно в тот вечер: и огромный состав музыкантов объединенного оркестра, и музыка, и Дворец Республики. Но неужели музыкальное мероприятие сто раз заявленного грандиозного масштаба неизбежно обращается в набор «Болеро - Чайковский», а серьезные вещи вроде скрябинского «Прометея» обречены выполнять перед ними незавидную роль подготовительных эмоциональных ям?
Добавить комментарий
Проверочный код