Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№28 (700) 20 июля 2009 г. Личный вкус

Да будет свет

20.07.2009
камерТОН с Максимом ИВАЩЕНКО



Ведущие симфонические оркестры страны подвели итоги своего участия в торжествах по случаю 65-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Дня независимости.

Идея «облагородить» культурную программу главного государственного праздника давно уже витала в воздухе. Масштабные эстрадные мероприятия, фейерверк и народные гуляния, конечно, и сами справляются с созданием запоминающейся на целый год атмосферы счастья, веселья и безмятежности. Вся величественность и торжественность мероприятия при этом отдается на откуп военному параду. В советские времена на помощь колоннам танков часто приходила великая и монументальная церемония симфонической музыки, моментально создающая в массах соответствующее серьезному празднику настроение.

Неизвестно, в какой мере Александр Анисимов был волен учесть советский праздничный опыт, в какой - поставлен перед такой необходимостью свыше, но факт остается фактом: афиши приглашали публику 5 июля во Дворец Республики увидеть и услышать нечто невероятное: 3 симфонических оркестра на одной сцене (Государственный академический, оркестр Национального академического театра оперы и балета, оркестр Национальной телерадиокомпании) и 3 сочинения, воспевающих силу несломленного человеческого духа («Ленинградская симфония» Шостаковича, «Прометей. Поэма огня» Скрябина, «Болеро» Равеля).

Опыт покорения Дворца Республики у Александра Анисимова уже был: в сентябре 2004г. маэстро и 300 музыкантов объединенного столичного симфонического оркестра с серьезной классической программой собрали аншлаг в 2 тыс. человек.

В дни и ночи до концерта разыгравшееся воображение могло сколько угодно рисовать сверхъестественные картины исполнения «Прометея» - со знаменитой «странной» строкой, введенной Скрябиным в партитуру и помеченной словом Luce - «свет». По замыслу Скрябина, «цветовая клавиатура» постоянно меняет при исполнении «Прометея» освещение зала - в точном соответствии с гармоническими средствами… В июне т.г. на фестивале симфонических оркестров в Москве «Прометей» шел с видеопроекцией язычков пламени на экран - на что же решится Александр Анисимов?

В реальности все оказалось не таким грандиозным. Но ощущение величественности и торжественности все равно осталось, а симфонический праздник, безусловно, состоялся. Может, сыграла свою роль аура Дворца Республики?

Из «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича был исполнен только 20-минутный фрагмент Allegretto. Судя по грому аплодисментов, все вокруг об этом были предупреждены заранее. Затем последовала увертюра «1812 год» Чайковского, в программе не указанная, - праздничный сюрприз. К финалу произведения под куполом сцены зажглись буквы «Подвиг народа бессмертен», а позади музыкантов опустился ярко-желтый картонный занавес. Во время 40-минутного антракта можно было прогуляться по огромным пространствам Дворца, увитым разнообразными растениями, и тяпнуть стопку водки в импровизированном буфете за здоровье русских композиторов XX в. Со сцены программа так и была заявлена: «Прозвучат произведения русских композиторов и… Равеля».

Во втором отделении при исполнении «Поэмы огня» на сцене уже ничего не зажигалось и не опускалось. Зато последнее законченное произведение Александра Скрябина прозвучало целиком - не без крепкой поддержки пианиста Андрея Сикорского. Ближе к свиданию с Равелем в зале уже стали пробираться к выходу. Более выносливые слушатели урезонивали «дезертиров»: «Ну как же можно пропустить «Болеро»?»

Все было прекрасно в тот вечер: и огромный состав музыкантов объединенного оркестра, и музыка, и Дворец Республики. Но неужели музыкальное мероприятие сто раз заявленного грандиозного масштаба неизбежно обращается в набор «Болеро - Чайковский», а серьезные вещи вроде скрябинского «Прометея» обречены выполнять перед ними незавидную роль подготовительных эмоциональных ям?
Добавить комментарий
Проверочный код