Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№28 (700) 20 июля 2009 г. Экономика

Ольга Татабаева*: Импортом рыбы не могут заниматься все кому не лень

20.07.2009
Антикризис



«БелГазета» продолжает цикл публикаций о состоянии белорусской экономики в условиях мирового кризиса, авторы которых не журналисты, а представители частного бизнеса и госсектора

- Сейчас в Беларуси действует спецкомиссия, определяющая перечень предприятий, которые могут обеспечивать исключительное право государства на импорт рыбы. Решение принимается на основании результатов работы за отчетный период - комиссия оценивает, кто выполнил планы по импорту рыбы и обеспечил уровень цен, предложенных на предыдущий конкурс, а кто - нет. Если предприятие работало хорошо, то ему предоставляется право работать на рынке и дальше.

Однако появилась информация, что в рамках программы по либерализации экономики этот механизм контроля планируется заменить лицензированием импорта. Мы, как госпредприятие, считаем, что отмена действующего порядка приведет к полному хаосу - ввозить рыбу будут все кому не лень. Я думаю, это не так хорошо, как кажется на первый взгляд. Ведь мы растаможиваем грузы в соответствии с законом, уплачиваем все налоги. Когда же института специмпортера не будет, я не исключаю, что появятся «серые» схемы ввоза рыбы.

Конечно, важно, какие параметры будут приоритетными для лицензирующего органа - опыт работы на рынке или наличие собственных оборотных средств. Но если во главу угла будут поставлены средства, которыми обладают компании, то предприятиям, никогда не работавшим на этом рынке, без опыта и наработанных связей с поставщиками не составит труда получить лицензию.

С одной стороны, сегодня звучит много вопросов относительно того, что белорусский рынок рыбы монополизирован. Это не совсем так. У «Белрыбы» имеется монополия только на импорт консервов. И если в прошлом году у предприятия были некоторые проблемы с ассортиментом, то в этом мы этого не ощущаем - у нас около 50 наименований консервов как белорусского, так и иностранного производства. Так что здесь главное, что покупатели весь ассортимент товаров видят на прилавках.

С другой стороны, наличие на рынке крупного импортера решает множество проблем. Крупные предприятия могут получить более выгодные условия при заключении договоров, ведь на большие партии поставщики предлагают лучшие цены. «Белрыба» имеет возможность закупать по нескольку машин, вагонов и т.д. продукции разных наименований, а уже более мелкие предприятия могут заниматься подсортировкой. С моей точки зрения, такая схема кооперации намного удобнее и выгоднее для мелких компаний, чем самостоятельная работа.

Приведу пример: небольшое предприятие заключает договор на одну машину. С такими партиями производителям работать неинтересно, в цепочке появляются посредники, а это повышает цену для импортера и, соответственно, для конечного потребителя. Раньше мы самостоятельно закупали крабовые палочки, при этом могли осилить только 7-8 наименований. А у «Белрыбы» более 30 наименований, и купить их можно более мелкими партиями - тот объем, который мы можем быстро реализовать. Это дает нам возможность покупать продукцию каждую неделю, в то время как, если действовать самостоятельно, нам придется закупать крупные партии и отправлять их на склад. Продавать одну партию нужно 3-4 месяца, таким образом замораживая финансовые ресурсы.

Конечно, когда на рынке есть монополист, не действуют рыночные механизмы ценообразования. Но поскольку «Белрыба» - это госпредприятие, оно выставляет те цены, которые сложились на рынках других стран - в России, Латвии, Литве, Эстонии.

А сегодня для нас очень важно, во-первых, не замораживать деньги, а во-вторых, быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям покупателей. В последнее время заметно снизился спрос на деликатесную продукцию - икру, дорогие консервы. При этом люди стали покупать больше дешевой продукции - кильку, селедку, салаку. Дальнейшее развитие рынка будет зависеть от покупательской способности населения.

Возможно, что и в будущем наши потребители будут отдавать предпочтение более дешевой продукции, станут меньше покупать форели, семги. Но хек и скумбрию они в любом случае купят и поставят на стол. Я думаю, в целом спрос на рыбу и морепродукты должен сохраниться на нынешнем уровне - наши покупатели уже привыкли к рыбе и без нее не обойдутся.


* и.о. директора ОАО «Гроднорыба»
Добавить комментарий
Проверочный код