Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№26 (698) 06 июля 2009 г. Тема недели

Валерий Панюшкин: «Смысл любого парада - в «понтах»

06.07.2009
 
Виктор МАРТИНОВИЧ

Нет ничего более странного, чем современный белорусский уличный праздник. Хитом прошлого года стала облетевшая все мировые агентства фотография 5-метрового аиста, сделанного из воздушных шаров и показанного на параде 3 июля в Минске. И пока смотрящее братьев Коэнов и слушающее Нормана Кука образованное меньшинство кривит нос и называет происходящее «бредом», пьяному и желающему зрелищ большинству все очень даже нравится.

Кто все это выдумывает? И зачем? Зачем недавно на празднике меда в Минске одетые в трусы дети купались в фонтане возле ДК железнодорожников? Зачем на празднике молодости группа специально обученных школьников пела песню про свою любовь к Глуску? Зачем на «Дажынках» под техно, пританцовывая, выходили люди с писаными маслом портретами передовиков труда и демонстрировали их передним рядам? Что значит весь этот сюрр, рядом с которым меркнет психоделическая песня про волшебного кролика? Что государство пытается сообщить нам, рабам своим?

Об этом обозреватель «БелГазеты» решил поговорить не с кем-нибудь, а с человеком, написавшим диссертацию по венецианской праздничной культуре времен Лоренцо Медичи, - российским ученым, писателем и публицистом Валерием ПАНЮШКИНЫМ.

- Как вы относитесь к массовым праздникам? Вы когда-нибудь ходили на День Победы или День города по Москве?


- Никогда не ходил, не хожу и вообще отношусь к этим мероприятиям плохо. Ведь их устраивают в стране, где пенсионеры получают пенсию в RUR6 тыс. в месяц. Хотя сами по себе массовые праздники могут быть полноценным видом искусства.

- Да, вы их исследовали в своей диссертации. Чему точно она была посвящена?

- Праздникам во Флоренции XV в. И должен сказать, что, когда праздники заказывал Лоренцо Медичи Великолепный, а оформлял Филиппо Брунеллески, они не были таким тупорылым убожеством, как сейчас у нас.

- Знаменитый исследователь творчества Рабле философ Михаил Бахтин тут бы с вами не согласился. Он считал, что характер народного праздника мало изменился со времен средневековья. Это такая стихия, гулянье именно для «тупой» массы…

- Знаете, Бахтин писал о несколько иных праздниках. Средневековые гулянья, которые исследовал Бахтин, - это скорее стихийные гулянья, торжества, которые возникают сами по себе, без всякого вмешательства власти. Мы же в случае Минска и Москвы говорим про тип гуляний, которые как бы насаждает власть. Если бы власть не организовывала парад 9 мая, благодарные потомки не пошли бы сами по Красной площади маршем праздновать День Победы. Стихийно такой праздник не организуется. Таков уж его характер!

Карнавал же, подобный тому, что проходит в Рио-де-Жанейро, - праздник, возникающий стихийно. И власть такой праздник лишь берет в некие рамки, направляет, обеспечивает безопасность и ресурсы.

И 9 Мая, и те торжества, которые проходили при Медичи, - это события, спонтанно организованные властью. Профинансированные властью, преследующие сугубо политические цели.

«ПАРАД ДОЛЖЕН НАС УБЕДИТЬ В ТОМ, ЧТО У НАС ЕСТЬ АРМИЯ»

- Современное уличное гулянье можно разложить на несколько компонентов. Начинается все обычно с военного парада. Насколько исторически обусловлено это мероприятие? Было ли что-то подобное в Венеции в исследуемый вами период или это советские люди изобрели?

- Естественно, и парад во Флоренции в XV в., и триумфальное шествие в Римской империи - это политическая манифестация, смысл которой заключается в том, чтобы представить существующими вещи, которых не существует на самом деле. Лоренцо Великолепный наряжался на парадах рыцарем, героем крестовых походов. Герб Медичи, представляющий собой изображение кругов на плоском щите, трактовался с позиций некой военной славы. История геральдики нам сообщает, что круги эти - не что иное, как обычные медицинские пилюли. Медичи были медиками, о чем свидетельствует даже их фамилия.

И вот во время парадов в Венеции герб с таблетками предлагалось считать гербом некоего мифологического рыцаря Верардо Медичи, который участвовал в крестовых походах Готфрида Бульонского. Хотя, конечно, ни черта никакого Верардо Медичи в мире и природе не существовало. И уж тем более эти купцы, вышедшие из врачей, не могли принимать участия в походах Готфрида! Даже в качестве оруженосцев! Это все нынешним языком можно определить как «понты». Вообще, смысл любого парада - в «понтах».

В советское время целые научно-исследовательские лаборатории работали над тем, как расположить перед 9 Мая в пустом корпусе баллистической ракеты грузики из свинца таким образом, чтобы она выглядела при проезде техники как настоящая, с ядерной боеголовкой. Вот точно так же тот парад, который происходит сегодня, должен убедить нас, россиян, в том, что у нас есть армия. Нормальная, полноценная армия, а не пустая болванка, как та ракета.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

- Это единственное, что нам хотят доказать парадами?

- Нам хотят показать, что у нас есть армия. Что у нас есть государство. Что, следовательно, государство и государственные люди имеют право на бонусы, привилегии, собственность, на машины с мигалками и прочее. Смысл парада заключается в том, что наше государство якобы существует. Притом что на самом деле его не существует.

- Почему?

- Государство российское существовало бы, если бы его контуры не зависели от того, кто сейчас во власти. Если бы неважно было, кто президент сегодня: Путин, Медведев или Гарри Каспаров. Если бы государство сильно не менялось в зависимости от властных элит. Ведь США не очень сильно изменились от того, что теперь там не Джордж Буш, а Барак Обама.

Если завтра Александр Лукашенко перестанет быть президентом Беларуси - изменится все. Если в России Путин или заменяющая его марионетка перестанет быть главой государства - изменится вообще все.

Функция парада - убедить людей в том, что вся эта хреновина, государство, действительно существует. А на самом деле существуют лишь Путин с Медведевым.

«МЫ ИДЁМ УМИРАТЬ»

- А что ж эффект счастья-то у граждан возникает? Люди ведь толпами ломятся на эти мероприятия! Не салют же они идут посмотреть! Чего их туда тянет?

- Эффект счастья у зрителей возникает от того, что у них появляется иллюзия защищенности, причастности к чему-то великому. Вона какая хреновина! А она вся - наша! Она вся - мы!

- А отчего все-таки сегодняшние шествия так убого выглядят? Нет своих Брунеллески? Или есть заказ именно на такую эстетику со стороны большинства?

- Праздники организуются как бы подсознательно. Десяткам ответственных лиц кажется, что именно так, как они делают, - здорово. За этим «кажется» стоит целая система культурных кодов, которая подсознательно наполняет собой каждый этап представления.

Не знаю, как праздники проходят в Беларуси. Но в Москве парад на Красной площади обладает целым рядом неочевидных, на первый взгляд, особенностей. Вы вот никогда не задумывались, почему он всегда идет именно в эту сторону? Именно от исторического музея к храму Василия Блаженного? Ведь и первый парад на Красной площади, который прошел в 1941г., был организован по этому же маршруту. С тех пор, собственно, и повелось! Войска тогда, в 1941г., шли в сторону храма и реки. Река - символ Стикса. Храм - символ последней точки на земле, которую посещает человек перед смертью. Смысл парада на Красной площади и тогда, в 41-м, и сейчас заключается в том, что мы идем умирать. Конечно! Умирать!

Естественно, никто не устраивал все именно так специально. Просто кому-то показалось, что красноармейцев нужно вести именно к храму. Все эти подсознательные коды и повлияли на бессознательный выбор. Есть некая энергия праздника, которая сама внутри себя образует некие смыслы.

ПРО ПАРАД ЖЕРТВ ГУЛАГа

- Завершающей стадией праздника всегда является салют. В 1945г. он олицетворял собой последние выстрелы отгремевшей войны. А что сейчас? Напоминание о тех выстрелах?

- Нет, салют - это не напоминание о стрельбе. Обратите внимание: когда хоронят военных, среди воинских почестей обязательно присутствует залп из ружей. Здесь сложно все настолько точно деконструировать, как в случае с парадом, но салют явно как-то связан с ритуалами перехода. Выстрелы - символ героической смерти, как-то так.

- Что должно произойти в Москве на параде, чтобы вы, специалист по венецианским средневековым карнавалам, пришли посмотреть и попраздновать?

- Это должны быть какие-то другие люди и другие поводы. Какие-то ну совсем другие! Вот если бы узники ГУЛАГа, освобожденные после смерти Сталина, взяли, стихийно собрались и устроили не парад, а такой бахтинский карнавал, шествие и я в тот момент уже родился на свет - я бы хотел там быть, вместе с ними! Мой парад должен быть манифестацией общественного движения. Не фикцией, не обманом, а проявлением реально происходящего освобождения масс.

СПРАВКА «БелГазеты». Валерий Панюшкин родился в 1969г. в Ленинграде. Окончил театроведческий факультет Театрального института. По собственному признанию, «учился разным бессмысленным вещам, вроде истории рыцарских турниров и придворных балов в ренессансной Флоренции». Поголодав недолго, решил стать журналистом. Начинал как сценарист в телепрограмме «Матадор» Константина Эрнста на Первом канале. В 2005г. опубликовал сборник рассказов и эссе «Незаметная вещь», а в следующем году увидела свет его книга «Михаил Ходорковский. Узник тишины». В 2006-07гг. объявил об уходе из общественно-политической журналистики и непродолжительное время проработал шеф-редактором журнала Gala. Сейчас - спецкор газеты «Ведомости».

Фото: grani.ru
Добавить комментарий
Проверочный код